Говорят, что истинные двигатели прогресса - войны и катастрофы. Грустно, но это действительно так.
Однажды, убираясь в гараже на даче, муж выволок на свет божий диковинную вещь: топливную канистру с тремя ручками.
Первой эта необычная штука заинтересовала любопытных щенков. А где щенки, там, как обычно и дети.
Дочь с умным видом посчитала ручки и изрекла вышеозначенный вопрос. А и правда, зачем? Ведь это же, хоть и небольшой, на первый взгляд, но перерасход материала и работы, который в промышленных масштабах выльется в копеечку.
Дочке на вопрос я ответить не смогла, а посему пришлось сначала углубиться, а потом и продвинуться по теме.
В процессе на свет божий из мутных глубин истории выползли настолько интересные факты, что я решила поделиться с вами, мои дорогие читатели. А вдруг кому пригодится?
Дочка-то старшая на эту тему доклад сделала и пятёрку заработала, а заодно и историчкину любовь себе обеспечила. Вот так.
Итак. Канистра эта (в смысле не эта, а её далёкий пращур) была изобретена гиперпрактичными немцами (вспомним, как педантично они утилизировали советских людей, аж дрожь берёт).
Её изобрели в середине 30-х годов для нужд немецкой армии, призванной утолить непомерный аппетит Гитлера по пожиранию земель и народов.
Задание на разработку универсального топливного резервуара получила фирма Мюллера. Не того, но тоже немца. Отцом канистры стал инженер Винценц Грюнвогель.
Я так подробно остановилась на этом, ибо благодаря этому человеку Германия на долгое время получила ощутимое преимущество в скорости. Ведь в мобильной войне топливо – один из главнейших факторов. И канистра себя оправдала на 200%.
Разработки велись в строжайшей секретности. Впервые канистра была опробована фашистами при оккупации Австрии и Чехословакии. Канистры берегли как зеница око.
В 1940-м году старые топливные канистры в германской армии были полностью заменены на новые универсальные Wehrmachtskanister. Преимущество трофейных канистр противники фашистской Германии оценили сразу.
За немецкими канистрами охотились специально. Достаточно сказать что топливные потери союзников в Северной Африке из-за несовершенства тары достигали 40%.
К середине войны канистры, сделанные по образу и подобию немецких, штамповались во всех странах, включая и Советский Союз.
Во Второй мировой победила канистра (после войны такие канистры выпускались в Англии, Америке (джерри-кэн), Италии, Австрии, Швейцарии, СССР, других странах - а это почти весь мир). И не зря.
Новая канистра не имела изъянов.
Она полностью вписывается в параллелепипед. А значит её удобно транспортировать и плотно укладывать в штабеля, максимально используя имеющееся пространство.
Удобно это и при перевозке (форма канистры позволяла укладывать их по 5 штук друг на друга). 2,5 тонный грузовик мог перевезти 125 таких канистр. К слову, на одну заправку "Тигру" требовалось 27 канистр.
Канистра закрывается рычажной пробкой (прежние были с винтовыми выпирающими), которая не выходит за габариты канистры.
Горловина смещена вбок. Вместе с сифонной трубкой это позволяло лить топливо аккуратно, без «плюханья».
Конструкция горловины позволяла заправлять технику максимально быстро и скрытно. Парадоксально, но факт: выгоднее было заправлять технику из канистр, чем из топливозаправщиков.
А ещё канистры можно было перевозить в обычных вагонах, не используя цистерны, что тоже в условиях войны было плюсом (обратно вагоны не шли порожняком в отличие от цистерн).
И самое главное – погрузка-разгрузка. Именно для этого и предназначались три ручки, какая странность.
За средние ручки один человек мог переносить две полные канистры (канистра с бензином весит 20 кг, с водой – 24). Кстати сказать, в этих канистрах транспортировали не только воду и бензин. Канистры просто окрашивали в разные цвета.
Он же мог нести четыре пустых, пользуясь крайними ручками. При этом канистры не топорщились в стороны, как противотанковые ежи и не гремели.
Канистры с тремя ручками очень удобно быстро передавать по цепочке. В мирное время это, может быть и смешно звучит, но во время войны иногда секунды решали всё.
На канистре был предусмотрен воздушный карман, благодаря которому полная канистра не тонула и компенсировалось изменение объёма топлива при нагревании.
А ещё на канистре можно было сидеть!
Наши канистры, естественно, советского производства. Но дизайн полностью сохранился. Ибо, если хорошо, то зачем менять?