Найти тему
Посад

Канистра, которая победила во Второй мировой войне. Вещь, не имеющая недостатков

Говорят, что истинные двигатели прогресса - войны и катастрофы. Грустно, но это действительно так.

Однажды, убираясь в гараже на даче, муж выволок на свет божий диковинную вещь: топливную канистру с тремя ручками.

Первой эта необычная штука заинтересовала любопытных щенков. А где щенки, там, как обычно и дети.

Странная канистра с тремя ручками. Зачем столько?
Странная канистра с тремя ручками. Зачем столько?

Дочь с умным видом посчитала ручки и изрекла вышеозначенный вопрос. А и правда, зачем? Ведь это же, хоть и небольшой, на первый взгляд, но перерасход материала и работы, который в промышленных масштабах выльется в копеечку.

Ручки считаем.
Ручки считаем.

Дочке на вопрос я ответить не смогла, а посему пришлось сначала углубиться, а потом и продвинуться по теме.

В процессе на свет божий из мутных глубин истории выползли настолько интересные факты, что я решила поделиться с вами, мои дорогие читатели. А вдруг кому пригодится?

Прочитав мой черновик, муж впечатлился и достал из закромов вторую канистру. Она оказалась хоть и моложе, но интереснее первой. Вот ведь как бывает!
Прочитав мой черновик, муж впечатлился и достал из закромов вторую канистру. Она оказалась хоть и моложе, но интереснее первой. Вот ведь как бывает!

Дочка-то старшая на эту тему доклад сделала и пятёрку заработала, а заодно и историчкину любовь себе обеспечила. Вот так.

Итак. Канистра эта (в смысле не эта, а её далёкий пращур) была изобретена гиперпрактичными немцами (вспомним, как педантично они утилизировали советских людей, аж дрожь берёт).

Её изобрели в середине 30-х годов для нужд немецкой армии, призванной утолить непомерный аппетит Гитлера по пожиранию земель и народов.

А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться! Вы зачем украли нашу канистру?
А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться! Вы зачем украли нашу канистру?

Задание на разработку универсального топливного резервуара получила фирма Мюллера. Не того, но тоже немца. Отцом канистры стал инженер Винценц Грюнвогель.

Я так подробно остановилась на этом, ибо благодаря этому человеку Германия на долгое время получила ощутимое преимущество в скорости. Ведь в мобильной войне топливо – один из главнейших факторов. И канистра себя оправдала на 200%.

А вот до этого фашисты не додумались!
А вот до этого фашисты не додумались!

Разработки велись в строжайшей секретности. Впервые канистра была опробована фашистами при оккупации Австрии и Чехословакии. Канистры берегли как зеница око.

В 1940-м году старые топливные канистры в германской армии были полностью заменены на новые универсальные Wehrmachtskanister. Преимущество трофейных канистр противники фашистской Германии оценили сразу.

Чтобы было нагляднее. Слева - разные виды канистр, справа - канистра Мюллера.
Чтобы было нагляднее. Слева - разные виды канистр, справа - канистра Мюллера.

За немецкими канистрами охотились специально. Достаточно сказать что топливные потери союзников в Северной Африке из-за несовершенства тары достигали 40%.

К середине войны канистры, сделанные по образу и подобию немецких, штамповались во всех странах, включая и Советский Союз.

Во Второй мировой победила канистра (после войны такие канистры выпускались в Англии, Америке (джерри-кэн), Италии, Австрии, Швейцарии, СССР, других странах - а это почти весь мир). И не зря.

Канистра Мюллера была основной ёмкостью для перевозки топлива во время, да и после войны.
Канистра Мюллера была основной ёмкостью для перевозки топлива во время, да и после войны.

Новая канистра не имела изъянов.

Она полностью вписывается в параллелепипед. А значит её удобно транспортировать и плотно укладывать в штабеля, максимально используя имеющееся пространство.

Удобно это и при перевозке (форма канистры позволяла укладывать их по 5 штук друг на друга). 2,5 тонный грузовик мог перевезти 125 таких канистр. К слову, на одну заправку "Тигру" требовалось 27 канистр.

Танкист заливает топливо из канистры .
Танкист заливает топливо из канистры .

Канистра закрывается рычажной пробкой (прежние были с винтовыми выпирающими), которая не выходит за габариты канистры.

Горловина смещена вбок. Вместе с сифонной трубкой это позволяло лить топливо аккуратно, без «плюханья».

Конструкция горловины позволяла заправлять технику максимально быстро и скрытно. Парадоксально, но факт: выгоднее было заправлять технику из канистр, чем из топливозаправщиков.

Сифонная трубка в горловине.
Сифонная трубка в горловине.

А ещё канистры можно было перевозить в обычных вагонах, не используя цистерны, что тоже в условиях войны было плюсом (обратно вагоны не шли порожняком в отличие от цистерн).

И самое главное – погрузка-разгрузка. Именно для этого и предназначались три ручки, какая странность.

Одной левой я прекрасно подняла две канистры, правда, пустые. Канистры не мешают бежать и совершенно не гремят. Если жареный петух клюнет, то и полные потащишь. Как говорится, жить захочешь - не так раскорячишься!
Одной левой я прекрасно подняла две канистры, правда, пустые. Канистры не мешают бежать и совершенно не гремят. Если жареный петух клюнет, то и полные потащишь. Как говорится, жить захочешь - не так раскорячишься!

За средние ручки один человек мог переносить две полные канистры (канистра с бензином весит 20 кг, с водой – 24). Кстати сказать, в этих канистрах транспортировали не только воду и бензин. Канистры просто окрашивали в разные цвета.

Он же мог нести четыре пустых, пользуясь крайними ручками. При этом канистры не топорщились в стороны, как противотанковые ежи и не гремели.

Один недостаток канистр этого типа я всё-таки нашла: слабое дно. Дело в том, что на дне скапливается вода, которая разъедает его изнутри, даже, если канистра с топливом. Но если бы эти канистры были сделаны из нержавейки, цены бы им не было!
Один недостаток канистр этого типа я всё-таки нашла: слабое дно. Дело в том, что на дне скапливается вода, которая разъедает его изнутри, даже, если канистра с топливом. Но если бы эти канистры были сделаны из нержавейки, цены бы им не было!

Канистры с тремя ручками очень удобно быстро передавать по цепочке. В мирное время это, может быть и смешно звучит, но во время войны иногда секунды решали всё.

На канистре был предусмотрен воздушный карман, благодаря которому полная канистра не тонула и компенсировалось изменение объёма топлива при нагревании.

А ещё на канистре можно было сидеть!

На боку второй канистры, исполненной по ГОСТу от 1982 года, оттиснут чайник. Видимо, она была предназначена для воды.
На боку второй канистры, исполненной по ГОСТу от 1982 года, оттиснут чайник. Видимо, она была предназначена для воды.

Наши канистры, естественно, советского производства. Но дизайн полностью сохранился. Ибо, если хорошо, то зачем менять?