Найти тему
SOTA

Всем молчать: Госдума запретила писать о политике перед выборами

За надсадным рычанием взбесившегося принтера вчера вы могли пропустить еще один важный репрессивный законопроект, не получивший столь широкой огласки, как законы о клевете или митингах. Теперь вам – да-да, именно вам – перед выборами нельзя будет больше «агитировать в интернете». То есть, назовем вещи своими именами, писать в соцсетях о политике. Вообще. Совсем. Ни слова.

Идея принадлежит, в частности Сергею Боярскому (сыну д’Артаньяна) и Александру Хинштейну. Эти же депутаты недавно добились разрешения признавать иноагентами физических лиц.

Согласно поправкам в законы «Об основных гарантиях избирательных прав» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ЦИК и избирательные комиссии теперь смогут обращаться в Роскомнадзор, если во время выборов увидят нарушение законодательства об агитации.

А нарушением будет считаться:

– любой призыв голосовать за или против;

– сообщение о том, как будете голосовать вы сами;

– описание возможных последствий избрания того или иного кандидата;

– распространение информации, где преобладают позитивные или негативные сведения о кандидате.

Так что же теперь делать?

–  Оплатить изготовление агитации (ваш пост) из избирательного фонда кандидата и согласовать с избиркомом.

Конечно, депутаты предусмотрели механизм запретов и блокировок.

Роскомнадзор может заставить провайдеров без суда временно заблокировать ресурс, где размещена «незаконная агитация» (да, вас забанят в фейсбуке вместе со всем фейсбуком). А потом еще найдут и выпишут штраф, увеличенный поправками в 10 раз: до 20 тыс. рублей для граждан и до 500 тыс. рублей для должностных лиц.

Как депутаты объяснили поправки?

По словам Сергея Боярского, раньше выражение гражданами мнений о политике в Сети никак не регулировалось, и пользователи интернета могли без последствий агитировать за того или иного кандидата. Но мириться с этим дальше оказалось нельзя. «Это абсурд!» – заявил Боярский с трибуны Госдумы. Депутат уверен, что соцсети ждут этих правил и примут их, не зря же «Единая Россия» добивается прозрачных и честных выборов.

Пояснительная записка к законопроекту отличается такой же невнятностью: депутаты не решились написать, что хотят запретить «Умное голосование» и окончательно закрутить гайки перед выборами в Госдуму, поэтому лишь сослались на необходимость регулирования развивающегося интернета.

Сразу оговоримся: понимания, как на практике будет работать закон, сейчас нет ни у кого. Если трактовать его буквально – блокировать можно всех, а под агитацией понимать любой пост, например, фото с политиком.

Да и репост любого ролика – даже не обязательного оппозиционного – будет считаться агитацией. Понравилось выступление Жириновского, перепостили себе – все, штраф. Давайте блокировать! А совместное фото с кандидатом? А жалоба, что дороги в городе ни к черту, поэтому давайте уже сменим «Единую Россию»? Сначала нужно получить разрешение в избирательной комиссии, и только потом что-то писать.

Законопроект устроен так невнятно, что разногласия появились даже у его авторов. Так, одна из них, депутат Ольга Савастьянова, объяснила, что ничего из того, о чем написано выше, в законе нет, а все новые требования касаются только кандидатов и избирательных объединений, соответственно, обычным избирателям бояться нечего.

А вот Сергей Боярский, наоборот, считает, что по закону можно будет блокировать посты пользователей соцсетей, но в этом нет ничего плохого.

Мы же можем предположить, как будет работать этот закон: в ущерб оппозиционным кандидатам. Ведь близятся выбору в Госдуму и властям не хочется, чтобы в интернете снова появилось множество агитационных постов от известных блогеров. До каждого пользователя у суда и Роскомнадзора руки не дойдут, а вот до самых влиятельных – почему нет.

Остается добавить, что порядок взаимодействия между Роскомнадзором и ЦИКом будет определен отдельным соглашением, текст которого пока не принят и не опубликован. Стоит ли говорить, что для ЕСПЧ такие новшества – несоразмерное ограничение прав граждан на свободу слова? На наш взгляд, это и так понятно.

Алина Винтер