– Очень интересное исследование, которое показывает, с одной стороны, что отношение к работодателю в кризисные времена меняются. Важнее, чем зарплата, становится обязательность работодателей. Мне кажется, этот параметр обострился резко в момент локдауна, когда работодателей обязали внезапно отправить всех сотрудников в оплачиваемый отпуск.
Мы в апреле-мае проводили исследования и выслушали сотни разных рассказов о том, как складывалась ситуация на работе - и очень четко видели, насколько важно для сотрудников поведение работодателя в кризисных условиях. Одни максимально старались сохранить сотрудников, другие сразу искали пути оформить сокращения максимально безболезненно для себя. При этом все очень по-разному общались со своими работниками, и человеческое отношение особенно ценилось в сложный момент сотрудниками.
Мне очень интересно, что на уровне массовых опросов ВЦИОМу удалось зафиксировать, как коронакризис меняет представление о значимых критериях оценки работодателя. С другой стороны, результаты исследования в очередной раз демонстрируют, что патерналистские ценности продолжают доминировать в работе - даже у молодых преобладает желание работать в крупной компании, с гарантированной оплатой труда и стабильностью занятости. Возможность собственной профессиональной реализации далеко не на первом месте.
Мария Бурлуцкая
кандидат социологических наук, начальник аналитического отдела Фонда «Социум», Екатеринбург