Конец декабря - отличное время для традиционного списка главных картин года. Вот и мы решили подвести итоги и назвать лучшие фильмы, вышедшие в этот непростой ковидный 2020 год.
Год, действительно, получился довольно сложным. Фестивали отменяли, прокат переносили, кинотеатры возможно доживают последние дни, а Кристофер Нолан выпустил один из самых сложных своих фильмов. Множество картин мы в этом году потеряли и теперь не очень ясно, когда их можно будет увидеть.
Тем не менее, очередные итоги года подвести всё-таки можно. Список вышел небольшим, зато красивым. В год столетия Феллини, самое оно.
Само собой, картины расставлены не в порядке убывания художественной ценности, а в целом хаотически.
1) "Довод" (Кристофер Нолан)
Magnum opus Кристофера Нолана и его самый оригинальный фильм. Если конечно так вообще можно сказать. "Довод" - фильм-полиндром, зашифрованный в реверсивную головоломку. На Ютубе есть бессчётное количество обзоров, разборов, теорий и записей культовых сцен из фильма в обратном направлении. Всё это говорит нам о том, что вы можете хоть как относиться к творчеству режиссёра, но последний его фильм точно не заставил никого остаться равнодушным.
Секрет "Довод" прост. Это и сотрудничество с физиком Кипом Торном, аллюзии на Джеймса Бонда и искренняя ответственность Нолана перед будущими поколениями. Жаль, что Warner Bros. не оценила решимости режиссёра выпустить фильм в классический прокат после первого локдауна. Поэтому в следующем году зрители будут пожинать плоды студийного страха перед послекарантинным прокатом. А между тем сам фильм бесподобен и, даже если вы его возненавидите, то от сцен реверсивных схваток, погонь или той самой сцены, в которой корабль рассекает волны вспять, у вас волосы станут дыбом.
2) "Дау" (Илья Хржановский)
Самый обсуждаемый и самый скандальный русскоязычный проект этого года. Монументальные 700 часов мы пока что не осилили, да и возможно их и не увидим никогда, но для широкого зрителя стали доступны несколько обособленных фильмов-отрывков. И все они производят какое-то непередаваемое впечатление: где-то пугающее, где-то удручающее. Но ценность "Дау", не столько в объёмах, сколько в самом материале - очень живом, пульсирующем, стремящимся то затянуть тебя в экран, то шагнуть из него прямо на зрителя.
3) "Дни" (Цай Минлян)
Одна ночь. Два человека из разных стран встречаются в гостинице. Действие происходит невероятно медленно, но жутко красиво.
Картина, трудно поддающаяся описанию. Чистое визуальное повествование, почти что поэзия. В целом Минлян, уже успевший стать у себя на родине в Тайване классиком, не уходит слишком далеко от своих традиционных приёмов, однако на этот раз делает их ещё более радикальными.
4) "Думаю, как всё закончить" (Чарли Кауфман)
Одна из самых запутанных, на первый взгляд, работ Кауфмана. Очень злая и горькая ирония по поводу всего вокруг. История о невозможности не только честной и открытой коммуникации, но и в каком-то смысле о невозможности личного счастья.
В главных ролях, успевшая стать известной массовому зрителю по прошибающей насквозь роли жены пожарного Людмилы Игнатенко, Джесси Бакли. Актриса и здесь применяет весь спектр своих драматических талантов, чтобы захватить своим обаянием каждую секунду экранного времени.
5) "Мальмкрог" (Кристи Пую)
Его мы включили в список, скорее даже не за исключительные художественные заслуги (а они тут тоже имеются), а за то, что картина очень красиво финализирует, так называемую, "румынскую новую волну", возникшую в самом начале нулевых.
Сам же фильм - это экранизация (довольно подробная) последнего текста философа Владимира Соловьёва "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории". Рассуждения об апокалипсисе среди заснеженной русской усадьбы. Парадоксально притягивающее зрелище.
6) "Ундина" (Кристиан Петцольд)
Новая картина Петцольда, одного из пионеров "берлинской школы" - ода современному Берлину и переложение на эту почву старой легенды о русалке, которая должна убить своего возлюбленного в случае, если он ей изменит. Небольшая и красивая история о любви и о том, как наше понимание сталкивается с беспощадной реальностью нового времени.
7) "Манк" (Дэвид Финчер)
Большое полотно, даром, что на малых экранах, ставшего уже классиком Дэвида Финчера. Очень личный и самый тёплый фильм режиссёра.
Одновременно с тем, в нём довольно много хорошо спрятанной злой иронии и над студийными боссами и над современной одержимостью личным успехом.
Сейчас может ещё показаться, что "Манк" - просто занимательная синефильская безделушка, однако если серьёзно поррасуждать (как делают большие киноиздания), то станет ясно, что Финчер вновь снимает для будущего.
8) "Женщина, которая убежала" (Хон Сан Су)
Совершенно казалось бы необязательное кино, но тем не менее, одно из самых привлекательных в этом году. Хон Сан Су не изменяет себе и из картины в картину снимает мамблкор о простых, но на самом деле самых сложных вещах. Удивительна его способность находить эту сложность, но ещё интереснее, то как ненавязчиво и прозрачно ему удаётся её предъявить.
Занимательно, как со временем он переводит взгляд с мужчины на женщину. И это, само собой, не попытка встроиться в тренд, а личная позиция. В "Женщине" мужчин уже практически нет, а те что появляются выглядят довольно глуповато и комично.
9) "Котлован" (Андрей Грязев)
Удивительная документальная картина о России прямо сейчас. Смонтированная из роликом на YouTube, в которых жители страны обращаются со своими просьбами к президенту. Бесхитростная как и её герои.
Образ котлована (отсылающий прямо к Платонову), как образ стройки, которую так и не начали. Страшное, но очень важное сейчас кино.
И бонусом, тот самый "половинный" фильм:
9.5) "Последние и первые люди" (Йохан Йоханнссон)
Первая и последняя картина композитора Йохана Йоханнссона, покончившего с собой в 2018 году.
Страшной, той самой исландской красоты фильм. Йоханнссон очень вольно экранизирует роман Олафа Стэплдона. Камера детально и очень живописно снимает монументы на территории восточной Европы, а за кадром Тильда Суинтон рассказывает историю цивилизации из далёкого будущего.
Николай Гостюхин, Антон Баламутин