Я самый лютый хищник,
От меня спасенья нет,
Вся живность на планете
Пойдёт мне на обед.
А после моей смерти
Спустя мильоны лет
Я стану жидкой нефтью
И горючим для ракет.
Любимая песня рептилий из фильма "Миссис Даутфайр".
***
Кто застал прежнюю традиционную жизнь в деревне, тот должен был видеть, что перед тем, как заколоть птицу и скотину, у них просят прощения.
Травник, собирающий травы, благодарит их за то, что они станут средством для лечения людей. Или благодарит Бога за то, что он вырастил для людей лечебные травы.
Благодарность и вина - чувства, которые испытывают при общении с личностью, да и общаться можно только с личностью. Как общаться с сырьём? Вы когда-нибудь разговаривали с нефтью, солью и сахаром, с водой? Или с водой всё-таки разговаривали? С сырьём не нужно говорить и договариваться, его просто берёшь и используешь.
Сырьё - это просто сырьё, материал для создания новых вещей, пища для употребления. Срубил дерево, распилил на доски, обтесал и сколотил бытовку, и никаких угрызений совести. Или заколол свинью, зажарил, воткнул ей в зубы яблоко, украсил сельдереем - вах, красота какая! и тоже никаких угрызений совести. И никакой благодарности.
А теперь внимание: теизм и нетеизм.
Теизм - вера в Бога как в Личность, вера в Бога-Творца. В индуизме - Атман, духовная сущность, Абсолют, осознающий своё существование.
В нетеизме Бог - это свод законов, а не личность. Кроме свода законов есть ещё субстанции, которые организуются сводом законов. Субстанции самые разные: тонкие и толстые, мягкие и грубые, осязаемые и неосязаемые, высоко-частотно-вибрирующие и низко-частотно-вибрирующие, в общем, всякие.
В теизме полагается, что Бог не только сотворил мир, но и принимает активное участие в его управлении. В теизме так же считается, что Бог и мир существуют отдельно.
В пантеизме Бог не отделён от мира. Бог и мир - это одно и тоже, Бог и мир едины. Признаёт ли пантеизм, что Бог - это Личность, трудно сказать, есть разные описания пантеизма. Если Личность должна быть обязательно антропоморфной, то есть, похожей на человека, тогда пантеистический Бог безличен, Бог в пантеизме не антропоморфен, не подобен человеку. Всё упирается в определение понятия "личность".
Индуизм - это смесь самых разных верований, в индуизме можно найти всё, что пожелает религиозная душа.
Шаманизм так же, как индийская йога, как и гипноз - скорее всего, не религия. Это психофизические практики, способы общения с миром, методы самопознания, но не религия. Шаман, йог и гипнотизёр могут быть представителями любых религий. Шаманская болезнь, о которой сейчас так много пишут в интернете, может проявиться у любого человека. Шаманизм считается самой древней религией, но так ли это на самом деле? Что такое шаманизм - это открытый вопрос.
***
К теизму относят авраамические религии - иудаизм, христианство и ислам.
К нетеистическим религиям относится буддизм. Буддизм отвергает идею Бога-Творца, Бога-Первопричины. Буддисты признают существование универсальных законов, включая нравственные законы, но эти законы никем не установлены, а существуют сами по себе.
Буддисты уверены в том, что нет никого, на кого можно было бы опереться, попросить помощи и защиты, что у человека нет няньки. Человек должен сам ставить цели, сам двигаться к достижению целей, не надеясь на поддержку и подсказку со стороны или сверху. Буддисты - мега-самостоятельные ребята и девчата.
***
Теиста-пантеиста легко узнать, он разговаривает с цветами и деревьями, с ёжиками и птичками. Он привязывается к старому автомобилю как к другу: "Как, старый автомобиль нужно сдать?! Давайте тогда сфотографируемся с ним на память. Сделаем фотку "Мы и наш Запорожец", распечатаем и вставим в семейный альбом".
Материалист скажет на это: "Пфуй! Автомобиль - это же груда железа, на эвакуатор её и на металлолом. Нечего увлекаться антропоморфизмом, приписывать машине человеческие свойства!"
Чаще всего теистические и нетеистические взгляды перемешаны в наших головах, мы их позаимствовали от близких родственников, а среди наших родственников кто теист, кто атеист, кто пантеист, и в наших представлениях о мире нет согласованности. Поэтому можно наблюдать непоследовательность в убеждениях и в человеческих отношениях, внутреннюю противоречивость, неврастеничность, когда человек не может определиться в оценках происходящего. Если начать разбираться с теизмом и нетеизмом, попытаться определить, где личность, а где сырьё для поделок (где сущность, а где субстанция), то львиная доля неврастенических реакций отвалится как не бывало, тревожность уменьшится в миллион раз. Но, к сожалению, у нас не принято обсуждать религиозные вопросы, чтобы не огрести за оскорбление чувств верующих и неверующих.
Автор: Евгения Вазенмиллер