Вслед за подсолнечным маслом и сахаром Владимир Путин обратил внимание на рост цен на жилье. Это было бы обычным явлением, если бы не одно «но» – рост цен начался после введение льготной ипотеки и практически полностью перекрыло эффект от снижения ставок.
В рамках первого прошедшего заседания Госсовета Владимир Путин обратил особое внимание на вопрос обеспечения россиян жильем. В начале весны, когда начался карантин по коронавирусу, люди стали искать возможности вложить деньги, чтобы они не обесценились в условиях возможного кризиса. Одним из таких решений стала недвижимость, а правительство поддержало его, внедрив льготную ипотеку под 6,5% годовых. В результате, ипотека на таких условиях приобрела просто ажиотажный спрос. По данным ДОМ.РФ, за эти полгода было подано больше миллиона заявок из них не меньше 80% – именно по программе.
Однако, невидимая рука рынка отрегулировала все и здесь – цена на жилую недвижимость выросла в регионах от 10 до 20%.
«Как только все участники рынка увидели, что объём кредитных ресурсов выделяется приличный, количество обращений очень большое, рынок соответствующим образом отреагировал. И если цены на жильё будут расти, то тогда значительная часть наших усилий, направленных на то, чтобы обеспечить жильём большее количество граждан, она если не сведётся к нулю, то, во всяком случае, серьёзно эти усилия пострадают», – заявил Путин.
По словам Марата Хуснуллина – цена выросла там, где дефицит нового жилья, то есть нужно просто больше строить. Получается, что оперативно вопрос решаться не будет, ведь на то, чтобы кратно увеличить объемы строительства, нужен год, а то и не один. Вопрос еще и в то, захотят ли сами застройщики строить «в пустоту» – без уверенности, что гарантированно смогут продать жилье по рыночной стоимости.
Можно добавить, что правительство Мишустина месяц назад запустило аналогичную ипотечную программу для загороднего жилья.
Еще одна проблема, которую затронул глава государства – ветхое и аварийное жилье. Чиновники рапортуют, что проблема решается с двойным опережением графика. Но все-таки, хотелось бы, чтобы на месте трущоб вырастали осмысленные жилые пространства, а не 30-этажные человейники, вокруг которых все пространство забито автомобилями, а детям негде погулять.