Поправки в Федеральный Закон «Об электроэнергетике» в части микрогенерации вступили в силу в конце 2019 года. Они оказались чрезвычайно своевременными в связи с пандемией: децентрализация, декарбонизация и персонализация электроэнергетики получили дополнительный драйвер развития. Однако не всё так просто.
Что такое распределенная энергетика?
Распределенная энергетика – это идея развития энергетики, согласно которой потребители сами строят небольшие источники электро или тепловой энергии: пользуются ей сами, а излишки продают в сеть (кстати о просьюмерах – производителях-потребителях, мы уже писали вот тут).
Как участник рынка возобновляемых источников энергии и накопления (мы занимаемся производством накопителей электроэнергии для дома в России с 2017 года) и являемся единственным отечественным разработчиком, хотели бы поделиться своем мнение на эту тему.
Для любого ВИЭ – накопитель обязательный пункт в комплекте станции, именно он копит выработанное электричество, без него эффективное использование ВИЭ становится невозможным.
Для тех, кто планирует стать субъектом микрогенерации, наличие емкого накопителя – обязательное условие.
У нас покупают накопители в качестве резервного источника питания (копят от сети и потом используют во время отключений, например) и как дополнение к ВИЭ, чаще всего – к солнечным панелям. Причем, спрос на панели за последний год серьёзно возрос, уже каждый второй наш клиент устанавливает накопитель вместе с панелями. Всем хочется не просто иметь такую электрическую подушку безопасности, но и вырабатывать самим. Народ озадачивается независимостью от сетей, ответственным потреблением и экологией. ВИЭ закрывают, в том числе, и такие идейные потребности людей.
Что происходит с распределенной энергетикой в России сегодня?
Распределенная электроэнергетика в России только начинает набирать обороты. Так как наши централизованные сети самые длинные в мире, и стоимость электроэнергии, в сравнении со странами Запада, довольно низка, россияне не спешат отделяться от государственных сетей, у них для этого не так много мотивации, оборудование для многих по-прежнему слишком дорого. Однако рынок всё равно растёт, хотя Западных стран мы, к сожалению, отстаем лет на пять.
Что не так с поправками в закон по части микрогенерации?
Появление поправок нас очень обрадовало с одной стороны и озадачило с другой. Ведь из них неясны механизмы внедрения предлагаемых инструментов: нет четких тарифов и условий, согласно которым пользователи смогут продавать электроэнергию в сеть. Нет условий подключения, которые должны быть соблюдены, чтобы, например, солнечная станция стала зарегистрированным поставщиком сети. Для регламентации всего этого нужны подзаконные документы, которые пока не разработаны. Мы знаем о предполагаемом содержании части из них, там речь идёт о закупке электроэнергии у пользователей по оптовым ценам. Это, мягко говоря, странно: низкая стоимость электроэнергии от ВИЭ при высокой стоимости оборудования для собственной генерации не может стимулировать существующих и будущих субъектов макрогенерации. Никто не будет инвестировать пару миллионов в панели и накопители, чтобы потом продавать электричество за копейки. Есть ощущение, что поправки носят декоративный характер: как будто, кто-то решил поставить галочку в чек-листе: проработать вопрос макрогенерации на законодательном уровне, чтобы можно было объявлять: ВИЭ у нас поддерживаются, а на деле выпустил довольно пустой и непонятный документ. Конечно, мы надеемся, что дело двинется дальше, то, что оно уже двинулось с мертвой точки, замечательно.
Как это работает в Европе?
В разных странах и землях Европы, например, государства финансируют до 80% затрат на установку солнечных станций. Если бы что-то подобное произошло у нас, народу тут же кинулся бы оснащаться и генерить: Россия полна энтузиастов, готовых к экспериментам. После появления поправок наши заказчики стали спрашивать о возможности продажи в сеть, люди следят за перспективами и готовы действовать. А еще все забывают, что у нас четверть территорий страны не электрифицировано вовсе: для отдаленных территорий возможность с выгодой использовать ВИЭ (генерировать для собственного пользования, копить, продавать в сети, создавать микросети, например, в поселках) несёт колоссальные перспективы.
Как пандемия повлияла на ВИЭ, зачем люди строят бункеры?
Пандемия действительно повлияла на розничный рынок ВИЭ и сопутствующих сфер, таких как накопление электроэнергии. Из-за массового карантина парадигмы потребления электричества россиян поменялись – тысячи людей ушли на удаленку и перевезли в дома офисную технику. Это повлияло на нагрузки, и люди стали больше задумываться о надежности своих личных сетей и об энергетической независимости. Если раньше наш продукт был востребован среди состоятельных домовладельцев, среди «гиков», продвинутых пользователей, которые интересуются инновациями и сферой ВИЭ, то в период карантина мы получили тысячи заявок от самых разных людей из всех уголков России.
Были даже намеренные возвести автономные бункеры люди.
Если в Европе идеи просьюмерства (то есть роль производителя-потребителя, который принимает активное участие в производстве товаров и услуг, потребляемых им самим) уже широко распространены, существуют государственные программы поддержки, понятные и удобные способы продажи энергии в сети, в России энергетическая демократия только зарождается.
Но мы видим огромные перспективы и растущий интерес аудитории, которая продолжает расширяться. Остается надеяться, что государство поддержит сферу, которая действительно способна улучшить жизнь тысяч россиян, по-настоящему.