Найти в Дзене
Попризанятнее

Почему инженеры дырявят детали?

Думаю, вам доводилось встречать такие «дырявые» конструкции. Не секрет, что делается это ради снижения массы, а уж в авиации это на каждом шагу, но почему разгрузка не используется повсеместно?

Деталь кресла пилота Boeing 737.
Деталь кресла пилота Boeing 737.

Материалы воспринимают нагрузку в зависимости от направления. Болты и трубы работают на сжатие и растяжение, но неустойчивы к срезу и изгибу, причем полнотелый прут воспринимает нагрузки еще хуже, чем труба аналогичного диаметра.

Детали из листового металла имеют не нагруженные области, и если удалить оттуда материал, то деталь еще и прибавит в жесткости за счет образующихся перемычек, потеряв массу.

Конструкторы используют определенные соотношения величин разгрузки и перемычек. При разработке детали достаточно воспользоваться следующим соотношением:

Области, отмеченные красными окружностями называются перемычками. Радиус перемычки (r) должен быть не менее 2.5 диаметров разгрузки (D).
Области, отмеченные красными окружностями называются перемычками. Радиус перемычки (r) должен быть не менее 2.5 диаметров разгрузки (D).

Когда конструктор передаст деталь в щепетильные руки прочнистов - инженеров, которые занимаются расчетами на прочность, она сбросит еще часть массы, не в ущерб прочности. Интересно, что хорошо оптимизированная деталь, с минимальной массой при заданной прочности и жесткости, может выглядеть хлипкой.

Форма разгрузки зависит от направления нагрузки, формы самой детали, требований технологичности. Например, разгрузка может быть технологическим окном, чтобы получить доступ к деталям позади.
Разгрузка может быть и квадратной, но углы у него должны быть закругленные. Угол - это место концентрации напряжений, и листовой металл там рвется.

Деталь с разгрузкой дороже, поскольку разработка занимает больше времени и требует более квалифицированных инженеров. Больше времени уходит и на удаление лишнего металла. Поэтому разгрузка встречается не везде, а там где требуется снижение массы. В основном, это транспорт и спецтехника.

При использовании аддитивных технологий производства, когда деталь создается не удалением, а добавлением материала, использование разгрузки позволяет еще и сэкономить на сырье. Поэтому в перспективе ожидается расширение применения разгрузки.

Ставьте лайк, чтобы качественные статьи чаще попадали в вашу ленту, и подписывайтесь, чтобы не пропустить обновления.

Как отличить Boeing от Airbus.

Почему самолеты не врезаются?

Худшее, что можно сделать по команде "от винта".

Лучший способ испытать перегрузку, если поздно идти в космонавты.