Дэвид Боуи умер от рака 10 января 2016 года, оставив после себя великое наследие. Он был звездой глэм-рока, артистом-экспериментатором, хитмейкером поп-музыки - любой жанр был ему доступен, часто потому, что он заново подстраивал каждый из них под свой собственный вкус и имидж.
Весь мир, казалось, был в трауре после внезапной смерти певца в возрасте 69 лет. Мир скорбит не только по самому Дэвиду, а и по незаписанным и неизданным альбомам. Какими на самом деле были последние 12 месяцев Дэвида Боуи?
Дэвид Боуи боролся с раком на протяжении многих месяцев
Согласно заявлению на официальной странице Дэвида Боуи в Facebook о его смерти, музыкант боролся с раком целых18 месяцев. Это значит, что борьба началась ещё в 2014-м году, хотя никто, кроме близких, и не подозревал о болезни.
С другой стороны, к тому моменту многое в жизни Боуи было секретом. Он ушёл с поля зрения общественности после тура в поддержку альбома 2003 года "Reality", который был прерван необходимостью сделать операцию на сердце.
В интервью с Rolling Stone в 2016 году клавишник Майк Гарсон сказал, что после того тура Дэвид намеревался "просто стать отцом и жить нормальной жизнью".
Боуи сдержал своё слово. Он больше не отправился ни в один тур и не дал ни одного интервью. На создание следующего альбома музыканту понадобилось целое десятилетие - в 2013 году состоялся релиз "The Next Day", но подробности его записи остаются тайной. Сообщается, что все, кто принимал в ней участие, подписывали договор о неразглашении.
Пластинка несомненно порадовала многих фанатов и позволило Боуи вернуть былое величие, но, к сожалению, пришла болезнь.
Дэвид Боуи наконец-то создал мюзикл
После "The Next Day" Боуи занялся рядом грандиозных проектов. Как отмечает Rolling Stone, в подростковом возрасте он мечтал написать мюзикл, и ему удалось достичь этой цели, поставив спектакль "Лазарь" по мотивам научно-фантастического романа Уолтера Тевиса 1963 года "Человек, который упал на Землю" (Боуи снялся в экранизации Николаса Роуга 1976 года в роли Томаса Ньютона, миллионера-алкоголика, инопланетянина, запертого в своей квартире и жаждущего вернуться домой).
Спектакль, который проходил вне Бродвея с декабря 2015 года по январь 2016 года, был создан на основе музыки из дискографии Боуи, включая такие классические произведения, как "Heroes", "Life on Mars?", "Changes", и "The Man Who Sold the World".
Что еще более важно, он также включал в себя некоторые новые композиции: "No Plan", "Killing a Little Time" и "When I Met You".
Тогда же начался "заключительный тур" Дэвида Боуи, в котором он, правда, не принимал непосредственно участия. Музей Дэвида Боуи, передвижная выставка экспонатов из его жизни, проходила с марта 2013 года по июль 2018 года.
Дэвид Боуи оставался активным, продвигая свою музыку
Хотя Боуи на протяжении последнего года жизни больше сосредоточился на написании новой музыки, он так же как и большинство рок-звезд с десятилетиями опыта в запасе продолжал работать со старой музыкой.
Его хит "Let's Dance", занявший первое место в хит-парадах 1983 года, был переиздан ограниченным тиражом на желтом виниле в июле 2015 года. В сентябре того же года он выпустил "Five Years (1969-1973)", бокс-сет из 12 или 13 LP, в который вошли ранние альбомы Дэвида Боуи, "The Man Who Sold the World", "Hunky Dory", "The Rise and Fall of Ziggy Stardustt and Spiders from Mars", "Aladdin Sane" и "Pin Ups".
Кстати, малоизвестный факт: Боуи был несколько занят, чтобы писать новую музыку, поэтому он всё же предложил свой малоизвестный трек 1995 года "No Control" для адаптации к бродвейской музыкальной версии "Губки Боба Квадратные Штаны" от Nickelodeon в 2016 году.
Первый образец последнего альбома Боуи появился в ноябре 2015-го года
Дэвид Боуи вернулся в студию звукозаписи к январю 2015 года, чтобы начать работу над другим студийным альбомом, но фанаты не слышали результатов еще год.
Однако певец представил одну новую песню "Blackstar" довольно нетрадиционным способом, что позволило использовать ее в качестве саундтрека к криминальной драме "Последние пантеры", созданной ветераном британского телевидения Джеком Торном.
Жуткая волна электронного арт-джаза, Blackstar ознаменовала еще один путь вперед в карьере художника, который редко использовал идеи повторно. Тлеющие линии саксофона, неровные удары барабанов и дрожащее вокальное вибрато звучали не так, как всё, что он когда-либо записывал, а полная версия, выпущенная несколько месяцев спустя, только добавила грандиозности треку.
По данным Billboard, менее чем за 10 минут она стала самой длинной песней, когда-либо попавшей в чарт Billboard Hot 100. В таком титуле трек продержался до 2019 года, когда прог-метал группа Tool завоевала его со своей песней "Fear Inoculum".
Боуи хотел нарастить напряжение
Сюрприз был неотъемлемым элементом каждого релиза Дэвида Боуи - никогда нельзя было предсказать, как будет звучать его следующая запись. Но с альбомом "Blackstar" он буквально влетел.
Он и продюсер Тони Висконти были вдохновлены соул-фанк-опусом Д'Анджело 2014 года, "Black Messiah", и экспериментальным рэп-шедевром Кендрика Ламара 2015 года, "To Pimp a Butterfly". Но ключевым элементом был джаз.
Боуи воспользовался услугами обширной команды джазовых музыкантов, включая деревянного духового музыканта Донни МакКаслина, клавишника Джейсона Линднера, гитариста Бена Мондера и барабанщика Марка Гилиана.
Они определили плотные, обширные аранжировки альбома - включая обновленные новые версии ранее выпущенных "Sue (Or in a Season of Crime)" и "'Tis a Pity She Was a Whore".
"Сюрприз" имел решающее значение и в другом смысле: как и в случае с "The Next Day", Дэвиду Боуи удалось сохранить сеансы записи в секрете, благодаря чему конечный продукт стал еще больше походить на подарок, упавший с небес.
К концу 2015 года рак распространился по телу Дэвида Боуи
Дэвид Боуи продолжал свою с раком на протяжении последних студийных сессий. В откровенном интервью с Mojo Тони Висконти вспомнил, как Боуи впервые рассказал о диагнозе перед релизом "Blackstar":
Дэвид сказал: "Я хочу тебе кое-что показать" и снял шляпу - он был совершенно лысым. Он сказал: "у меня рак", с того момента наша жизнь изменилась.
В середине 2015-го года появилась надежда, что всё будет хорошо так как наступила ремиссия. К сожалению, совсем скоро рак вновь стал распространяться.
Как сообщает Guardian, ссылаясь на документальный фильм "Дэвид Боуи: Последние пять лет", во время съемок своего последнего музыкального клипа на "Lazarus" он узнал, что его лечение скоро прекратится.
Тот же фильм также опроверг широко распространенную версию, что
слова "Look up here, I'm in heaven" (Смотри сюда, я в раю) являются загадочным намеком на его судьбу.
Режиссер клипа Йохан Ренк отметил, что он придумал визуальные эффекты за неделю до того, как Дэвид Боуи узнал свой диагноз. "Для меня это имело отношение к библейскому аспекту", - говорит он в документальном фильме. "Это не имело ничего общего с его болезнью".
Последнее появление на публике
Когда Дэвид Боуи вышел из лимузина и вошел в New York Theater Workshop в начале декабря 2015 года, на его лице сияла улыбка. Это была премьера "Lazarus".
Но режиссер шоу Иво ван Хов, похоже, дал понять британскому таблоиду The Mirror, что музыкант храбрился. "Было написано, что он выглядел замечательно", - сказал он. "Но за кулисами он упал от изнеможения. Именно тогда я понял, что, возможно, это последний раз, когда я вижу его".
То, что Дэвид Боуи даже побеспокоился о том, чтобы появиться на премьере, подчеркивает его гордость за постановку и его стремление оставаться вовлеченным в искусство, даже когда его болезнь прогрессировала.
Он был активен до самого конца
Ошеломляет мысль, что музыкант уровня Боуи, доживший свои последние дни в ожидании смерти, уже имеющий законченный альбом и недавно выпустивший мюзикл, и не думал останавливаться. В последние недели перед смертью Боуи каким-то образом собрал силы, чтобы записать пять новых демо и планировал записать ещё один альбом.
Сообщается, что Дэвид Боуи строил и другие музыкальные планы. Гитарист-продюсер Ривз Гэбрелс, который участвовал в записи переизданной версии пластинки Боуи 1987 года "Never Let Me Down", сказал: "Когда Дэвид узнал, что умирает, он составил пятилетний план того, что он хотел бы сделать со своей музыкой". Спустя несколько лет всё ещё неясно, какая часть этого плана осуществилась.
Дэвид Боуи умер после релиза своего 25-го студийного альбома
В одном из самых потрясающих творческих ходов в истории музыки Дэвид Боуи вплетал собственную смерть в ткань своего искусства. Blackstar, его 25-й и последний студийный альбом, был выпущен 8 января 2016 года. Пресса и фанаты встретили его восторженными отзывами, совершенно не подозревая о состоянии автора. Два дня спустя он скончался, и внезапно темы пластинки и само её существование приобрели неожиданную глубину.
Упоминания смерти, разбросанные по песням, не могли не казаться пророческими в этом новом свете.
Something happened on the day he died (Что-то случилось в день, когда его не стало)
Spirit rose a metre and stepped aside (Душа поднялась на метр и шагнула в сторону)
"Он никогда не покидал нас в духе", - написал продюсер Висконти в Facebook, обращаясь ко всем фанатам. "Нам повезло, что мы жили в одно время с ним. Мы видели его, мы слышали, как он поет и говорит, мы обнимали его, мы поклонялись ему, и мы постоянно вспоминаем о нём. Он будет легендой до скончания веков".