Хочу поделиться своим личным опытом в такой тонкой и небесспорной сфере, как жизнь в Духе. Предполагаю, что налетят с обвинениями в прелести, а то и в умопомешательстве, но не считаю это препятствием к тому, чтобы рассказать о том, что может принести пользу и пригодиться тем немногим, кто ищет Бога и идет по пути личного Богопознания.
Начну с того, что уже описывал когда-то подробно в материале Рождение от Духа (для чайников) – о лично мною пережитом Рождении Свыше в Крещении Духом, не связанном ни с водным крещением в храме, ни с гораздо позже совершенным надо мной Миропомазанием, ни даже с принятием «благодать-возблагодать» в целых трех посвящениях в священные саны – но лишь в Первом Причастии, полученном мной после волевого преодоления неспособности войти в храм по причине случавшейся на входе дурноты вплоть до обмороков.
О Рождении Свыше Сам Иисус говорит в ев. Иоанна, и это свидетельство с моей точки зрения точно принадлежит Ему Самому, и является Его личным опытом, Им Самим пережитым при Рождении Свыше из обычного человека в Сына Божия:
«3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от … Духа, не может войти в Царствие Божие.6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» Ин гл3.
Специально опустил в стихе 5 «от воды», поскольку считаю, на основании собственного опыта, что вода Иисусу приписана сторонниками иоаннова крещения «во оставление грехов». И имею подтверждение своего мнения, например, в Деяниях: «сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» Деян.гл19. – то есть, а вода-то здесь причем вообще?
Очень важным лично для меня в приведенной цитате из Иоанна является свидетельство Иисуса о Духе: «не знаешь, откуда приходит и куда уходит» - это описание личного опыта Самого Иисуса, Который, будучи Совершенным Богом, но при этом СОВЕРШЕННО таким же человеком, как и мы, тоже испытывал более или менее знакомое всем Рожденным от Духа непостоянство пребывания в Духе с его наитиями в виде благодатных переживаний и Божественных откровений – и отступлениями в моменты преобладания состояний жизни во плоти по ее нуждам. Напомню также Его возглас на кресте: «Боже, Боже, зачем Ты меня оставил» - и Самому Иисусу были знакомы моменты Богооставленности. Но это так, к слову.
Итак, получив в Первом Причастии Рождение Свыше от Духа – что я осознал в полной мере гораздо позднее – я преисполнился почтительного благоговения перед этим воистину Таинством, и всякий раз не только при собственном причащении, но даже просто присутствии на литургии во время Пресуществления Даров испытывал ни с чем не сравнимые переживания Мира души, сопутствующие воздействию на душу Святого Духа при встрече с Иисусом, обещанным Им вкушающим Его Плоть и Кровь по вере в Него. В пережитом мной мистическом опыте Рождения Свыше я получил обилие множества бесценных Даров Духа, которые были осознаны мной отнюдь не сразу, но по мере явления их во мне по случаям Благодатных Посещений, о чем, однако, пока умолчу. Но тот единственный бесценный Дар который храню и поныне, явился мне в том, что гораздо позже, по прочтении монашеских книг по аскетике, было осознано и определено мной как безмолвная умно-сердечная самодвижная молитва. Да, да, тот самый вид молитвы, описанный в книгах святых отцов-аскетов, как высшее монасье достижение – то, что, по уверениям монашества, дается подвижнику как плод и награда за многолетние упорные усилия по умерщвлению греховных страстей плоти – или не дается вовсе. Свидетельствую: это правда. Хотите верьте, хотите – нет. А приобретение ее в бесконечных изнурительных упражнениях – это ложный опыт, никакие тренировки себя Рожденному Свыше не нужны, ибо не мерою дает Бог Духа своего Крестившемуся Духом по вере его. И не торгуется с принятым Себе в Сыновья, типа, ты мне, я – тебе. И потому среди обычных прихожан, малограмотных бабушек и совсем простых людей Дары Божии столь же нередки, как и в монасье-священносановной среде – просто люди зачастую не догадываются об этом, не знают, как это называется учеными богословами. Или, чаще, будучи запуганы и зашуганы приходским священством - «батюшками» из вчерашних семинаристов, всему научившимися в бурсе только чисто теоретически - «прелестью», самообольщением и погибельной гордыней, боятся признаться даже себе самим в своей духовной одаренности от Бога, исключительным достоянием чего объявлены по должности только одни носители священного сана. Но отнюдь не грязнули-миряне, «народ этот, невежда в законе, да будет проклят». Вот так и остаются Дары Божии в массе своей невостребованными от одаренных, бегущих от Благодати Даров Духа, как черт от ладана.
Встретился и я в свое время с подобным духовником из младостарцев, собравшим вокруг себя, вчерашнего семинариста, возомнившего себя великим гуру православия, кружок из уверовавших молодых интеллигентов советского розлива. Я, по глупости и наивности всецело доверившись духовному руководству этого в сущности совсем молодого человека, моего ровесника, только что окончившего семинарию и поставленного вторым или третьим священником на посещаемый мной приход, встретил в его лице тайного завистника и недоброжелателя, косо смотревшего на мои духовные преуспеяния. И в конце концов, после очередного моего откровения ему «на духу», вообще запретившего мне иисусову молитву, как прельщеного: читай молитвы по книжке и не смей помыслить о том, что выше лба твоего. Слепой не только слепого, но и зрячего обманом заведет и утащит за собой в яму.
Были потом и другие «духовники» и «старцы», жутко возмущавшиеся самой моей попыткой хотя бы задать им вопросы, как старшим товарищам, на духовные темы, о которых они, не имея собственного живого опыта Богообщения, только в книжках читали: дескать, мы, монахи от младых ногтей, и подумать о таком не смеем, а тут является какой-то грязнуля-женатик, и начинает нас смущать разговорами о том, что и представить себе невозможно в наши дни апостасии, но под силу было лишь великим отцам древности. Так люди САМИ отказываются от Бога, как своего Отца, и живого общения с Ним, превращая веру Богопознания в религию ритуала.
И вообще, читать монасьи книжки можно только ПОСЛЕ того, как у тебя появился свой собственный духовный и молитвенный опыт, для того чтобы сравнить его с «отцами» и убедиться в том что опыт этот – сходный; а вовсе не ДО для того чтобы начать этот книжный опыт осваивать на практике – это прямой путь в прелесть самообольщения: при большом желании не то еще покажется, и пупок засияет, и нимб твердый можно будет рукой пощупать. А дальше – в психушку вместе с Наполеонами.
Довелось мне в ту пору первой, призывающей благодати, наряду с изобильными Дарами Божьими, встретить и подлинных светочей веры, исполинов Духа, ставших и для меня примером живой веры, и жизни в Боге. Однако, особо отмечу, что те, кого я лично знал в те далекие теперь времена: Иоанн Крестьянкин, Тихон Пелих, Николай Гурьянов, Серафим Тяпочкин, Кирилл Павлов – никогда в моем присутствии и при моем свидетельстве не проявляли никаких чудотворных способностей, да и не стремились этим удивить. Не видел я зримых чудес, не слышал ни обличительных для меня откровений, ни поражающих воображение пророческих прозрений, не получил ни от кого из них исцелений для себя даже от насморка, а для близких и страждущих – чудесного восстания со одра тяжких болезней. Но зато их живая вера и всецелое доверие Богу, их очевидная погруженность в молитву и предстояние пред Ним, их святая наивность и благая кроткая простота в общении были тем сродством верующих душ, к которому тянулись толпы прибегающих к ним сирых и убогих за утешением в житейских скорбях. Наверное, были и чудеса по их молитвам – но чудеса прикровенные, не приковывающие благоговейное внимание к их персонам как святых Божиих – нет, но лишь к Богу и Его милости. Зато вся перечисленная мной волшебная цыганщина изливалась нечистым потоком от тех, кого и по сию пору считаю церковными жуликами и манипуляторами, мошенниками на доверии, корчащими из себя «старцев» цирковными клоунами. Ряженых чудотворцев, которых лично знал и с некоторыми служил на протяжении ряда лет: Власия Перегонцева из Боровского монастыря, Илия Ноздрина из Оптиной, Валериана Кречетова из Акуловской Церкви в Отрадном, покойного ныне Наума Байбородина и прочих «вселенских чудотворцев», имя им легион. Эти всегда старались щегольнуть своей прозорливостью и ошарашить пришедших к ним рентгеном пророческого дара ради того, чтобы, подчинив своими шулерскими манипуляциями доверившихся им простаков, властвовать над ними и властью этой наслаждаться, как кайфом выше полового.
Ну, да не о них речь, пусть тешатся сами и потешают доверчивых дураков, церковный цирк с балаганными «чюдесами» и фальшивыми фокусами типа бесогонства и прозрения будущего открыт круглосуточно, и труппа седобородых церкачей, ряженых в картонную «святость» волшебников-старцев, весь вечер на манеже к вящему удовольствию почтеннейшей публики. В конце концов, народу, чем скуднее хлеб насущный, тем более нужда в зрелищах хороших и разных – и рпц-корпорация в избытке поставляет их населению за деньги в виде торжеств и праздников, а также удивительных «чюдес» через своих массовиков-затейников, исполняющих свои роли священных жрецов, духовников, старцев, чудотворцев, бесогонов, прозорливых пророков, и прочих долгополых клоунов и длиннобородых паяцев.
Далее я поведу речь о путеводной нити тех благодатных переживаний, которые, будучи дарованы мне изначально в Крещении Духом, вели меня по жизни, позволяя отличать подлинные явления Духа от фальшивых подделок под Него человеческого лукавства. Конечно, можно оспаривать этот опыт, приписывая его чему угодно вплоть до личного безумия, но со временем этот личный опыт жизни в Духе осваивается, становясь для испытующего его несомненным не менее, чем окружающая реальность материального мира.
Благоговейное почтение к Святым Тайнам со временем выработало во мне привычку испрашивать лично у Бога позволения и благословения на участие в Евхаристии – и не приступать к Причащению иначе, чем это благословение от Бога выпросив и получив в явном для меня виде. В чем именно заключается для меня это удостоверение моих исканий у Бога, умолчу, чтобы читателей с толку не сбивать, чтоб не пытались натягивать на себя мой опыт в своем воображении – для каждого этот опыт свой, но для всех – несомненный. Это испрашивание в молитве Божьего благословения на причастие и является, по сути, целью исполнения нудного «правила ко св. причащению» в виде чтения длиннющего перечня молитв и песнопений по книжке – и при навыке личного Богообщения с успехом заменяет все эти натужные вычитывания. Для меня это стало настолько востребованным, настолько жизненно необходимым, что, став священником и имея служение Литургии в качестве непреложной служебной обязанности, без получения Божьего благословения я к служению приступить ни разу не осмелился. Бывало иногда затруднительно по тем или иным причинам получить такое благословение свыше немедленно, в определенных уставом рамках чтения так называемых «входных» молитв, которые священник читает перед службой, стоя на амвоне лицом к закрытым Царским Вратам. И тогда приходилось, уйдя в алтарь, там продолжать молиться до тех пор, пока не открывалась причина Божьего промедления и вместе с ее прощением не подавалось столь горячо и неотступно просимое мной у Сына Божия благословение на Причастие Ему.
Только единожды за почти сорок лет священнослужения я испытал ту полноту богооставленности, о которой мы знаем из Крестных Страстей Иисуса. Это как в стену головой – Бога нет, и все тут, и хоть лоб себе разбей. Причина крылась в простом пренебрежении, которое я позволил себе в предпраздничной суете по отношению к собрату, престарелому священнику, накануне попросившему меня заехать за ним, чтобы отвезти его на службу. Не успевая по времени, я позвонил ему и объяснил, что опаздываю, и за ним заехать не смогу. И все – как в стену головой. А время идет, народ собрался в храме и ждет начала службы. Что было делать? Осознав свою вину, оправдаться необходимостью исполнения служебных обязанностей и начать службу «народа ради»? Я не посмел, и, выйдя к людям, объяснил ситуацию, и попросил их простить меня и подождать, пока съезжу и вернусь. Нашлись вызвавшиеся поехать, но я понимал что должен сам. Все вместе заняло у меня час, и за этот час никто из храма не ушел, люди нас дождались и все кончилось как нельзя лучше.
В те непростые времена в церкви отношения между епископом и священником были не то что теперь: я начальник – ты дурак, сгинь с глаз моих. Но носили скорее характер если не вполне братских, то хотя бы своего рода семейных, в которых главой был отец, пусть и строгий, но свой.
И вот тут я приступаю к теме, до сих пор приводящей меня к тягостным раздумьям, которыми считаю нужным поделиться с читателями.
В дьякона и позже в священника меня рукополагал калужский архиерей, епископ Илиан Востряков, которого я безмерно уважал за дарованную мне, как я тогда считал, благодать священства, главным преимуществом которого является право совершения Таинства Евхаристии, наряду с другими таинствами и священнодействиями – так нас всех учит Церковь об особости посвященных в священный сан. По церковному учению в последовательности трех рукоположений из сана в сан достигший архиерейского достоинства становится преемником самих апостолов и получает право распоряжения Благодатью Святого Духа для раздаяния Его мирянам и клиру. То есть, без епископа нет церкви, никто не может совершать Таинства самовольно, без архиерейского благословения.
А как же тогда благословение Божие которое я испрашивал у Самого Иисуса, и всякий раз получал его, кроме того единственного раза о котором упомянул выше? А как было бы быть, если бы однажды так и не получил его? Что, объяснять архиерею, что не служил, потому что Бог не благословил? Никто, кроме меня, может, об этом никогда и не задумывался, а зачем? Есть уже благословение Владыки на служение и того довольно.
Ну хорошо, а если, допустим, архиерей – тайный (или явный, как многие теперь) богоотступник: безбожник, богохульник, чернокнижник, дьяволопоклонник, прелюбодей или, не дай Бог, содомит – что, и тогда он все равно остается носителем и раздаятелем Благодати Духа и совершаемые им Таинства, в частности – поставление в сан – действительны и действенны? Святая Церковь говорит нам, что да, сан – это святость по должности, и совершенные грешником Таинства действительны несмотря на личную греховность грешащего священнослужителя – мол, что делает по должности, то свято, а за грехи свои потом сам ответит пред Богом. Так учит Церковь. Есть, правда, некая невнятица, связанная, как правило, с ересями и расколами: чуть только стоит в том числе и епископу нарушить субординацию, отказавшись от подчинения своему начальнику, как он тут же объявляется раскольником, сан с него снимается без его участия, как грязная рубаха женой с пьяного мужа, а сам раскол объявляется безблагодатным, и Таинства, совершаемые раскольником – недействительными. Вот и попробуй пойми их.
При этом, мирянам постоянно грозят недостойным причащением и на этом основании требуют непременной исповеди перед причастием «во оставление грехов». Но позвольте, как же так: поп-пьяница или епископ-содомит дерзновенно приступают к совершению евхаристии не только без исповеди, но и без малейшего покаяния в грехе, в котором «тверд» - и Дух Святый соизволяет на Святые тайны по указанию этих разложенцев и развратников? А мирянам, лихорадочно перерывающим память за прошедшую неделю в поисках, что бы сообщить строгому батюшке «о грехах», иначе получишь обвинение в «безгрешности» и отлучение от причащения «до покаяния» - ни-иззя-я? Воля ваша, но что-то здесь не так.
Я лично служил под началом четырех «владык», двое из них меня рукополагали в разное время в разные саны – но реченных благодатных переживаний, описанных мной выше в связи с Причастием, я в этих рукоположениях так и не сподобился. Нет, само причащение на «рукополагательных» службах было привычно благодатным, но в отношении самого возложения рук Владыки я так ничего и не испытал, кроме сильнейшей головной боли при поставлении во священника. Меня это и тогда настораживало с учетом моего личного опыта благодатных посещений. Но я тогда отнес это к собственному бесчувствию: что ж, бывает, уж коли сам Иисус говорит что «не знаешь откуда Дух приходит и куда уходит» - дескать, не нам судить об архиерейской благодати.
Прошли годы и вскрылось такое, что мама не горюй. Мною были получены неоспоримые свидетельства того, что владыка-то наш тогдашний, Илиан Востряков того… оказался, образно выражаясь, «заднеприводным». И вот как с этим теперь жить, памятуя, что «грешников Бог не послушает» (Ин.9,30) – выходит, что и мое рукоположение и в дьякона, и в священника было безблагодатным и недействительным? Или Дух Святой пребывает на посылках у педераста? Выбор тягостный и выхода не видно.
Более того, весь ужас творящегося в нынешней рпц, в которую навалились и пролезли уже не скромные застенчивые пидоры советских времен, вынужденные таиться по причине уголовной ответственности, полагавшейся за педерастию, но наглые открытые пидарасы, гордящиеся своим каминг-аутом, и провозгласившие свою гнусную содомскую мерзость особой монасьей избранностью себя Богом «не таких, как прочие человеки». Именно эти разложенцы объявляют себя распорядителями и РАЗДАЯТЕЛЯМИ благодати Божией клиру и мирянам, и, педерасты, смеют "рукополагать" священников, развращенных ими с мальчиков лже-монасей для служения на приходах. Какое общение Хреста с велиаром, Духа с блудливой нечистью? Разве Дух Святой соизволит на шутовские "рукоположения" этих развратных ряженых клоунов? А если нет (конечно же нет, никогда), то выходит, что священники-то рпц - все до единого из новопоставленных епископами-педерастами - ненастоящие, фальшивые и безблагодатные, как и вся рпц, погрязшая в разврате своей верхушки?
А как же тогда с тем, что дары Духа обильно изливаются на причащающихся в храмах рпц ПО ВЕРЕ их в Сына Божия, как объяснить это? Да и сами священники, если живут в Боге, тоже являют обещанные Иисусом Дары Духа, вплоть до чудотворений и исцелений болящих. Вот же я и сам честно прослужил чуть не сорок лет у престола, и ЗНАЛ, что Бог меня каждый раз лично благословлял на совершение Евхаристии вместе с народом. А через причащение Святых Тайн и мне самому, и людям подавались Иисусом в Духе великие знамения и чудеса, живым свидетелем которых я сам являюсь.
Более того, в епископы лично меня рукополагал почитаемый мной прижизненным святым подвижник веры, тайно рукоположенный во епископа в Катакомбной церкви другим святым апостольским мужем, ныне уже покойным. И результат все тот же: Причастие сопровождалось привычным благодатным посещением, а само таинство хиротонии во епископа – ни мур-мур.
А теперь вспомним о реченной мной путеводной нити жизненного пути, которой для Рожденного Свыше является именно личное благодатное переживание любых событий своей жизни: помощь Божия в сообщении Духа и грехопадение, сопровождающееся мучительным ощущением частичной (или полной) богооставленности. Это как движение в темноте или слепоте по стене наощупь: благодать ведет тебя по жизни через ощущение ее присутствия или отступления – раз потерял ее, значит, не туда зашел, надо поворачивать оглобли.
И если вполне доверять себе, своим переживаниям Богоприсутствия, которое в моей жизни для меня за годы и десятилетия предстояния и хождения пред Богом стало привычным, то придется признать наличие парадокса: рукоположение что от святого, что от пидора НИЧЕГО не дает и не прибавляет в благодатном плане к той Полноте Духа Святого, в которой живет и пребывает ВСЕГДА Рожденный Свыше в Крещении Духом. А Таинство Евхаристии совершается не человеком – будь он грешным или святым – по разрешению другого человека, но Самим Иисусом, который встает посреди нас тотчас, как только соберемся во Имя Его, и Сам нас причащает СЕБЯ! Для этого не нужно ни священных санов, ни рукоположений, ни епископов, ни раздаятелей благодати – ничего и никого, кроме самого Иисуса и нас, собранных вокруг Него на любом месте Божием в Духе и Истине. Все это дается Самим Богом самим верующим без всяких посредников по их ВЕРЕ и личному благочестию, минуя сановных развращенцев, хоть и не будь их вовсе. А это значит, что все в церкви РАВНЫ пред Богом без всяких "священных"санов и особых посвящений в них. Будь верующим и богобоязненным человеком сам, и Господь Сам дарует тебе Духа Святого не мерой. И те Святые Тайны, которые прихожане получают зачастую из рук недостойного священника, оказываются действенны для верующего - а значит, получает он их не от сановного разложенца, а от Бога и посредник для этого не нужен. Как Иисус: взял хлеб, воззрел на Небо с молитвой Отцу, благословил - и причащайся, "сие творите в Мое воспоминание".
Вот, как-то так. И придется признать, что вся кутейная тусовка – это шулерская мошенническая шайка торговцев платьем голого короля: никакой благодатью они не распоряжаются, Духу Святому эти зачатые в постели повелевать не могут и не смеют, и сами участие в Духе имеют или не имеют лишь только по одной своей личной праведности или греховной мерзости – и никак иначе.
Поэтому для тех кто верит Иисусу, идет по жизни за Ним, и поклоняется Отцу, по слову Иисуса, не в храмах и церквях, но в Духе и Истине, все эти религиозные учреждения: храмы, алтари, престолы, жертвенники, иконы, святыни, богослужения, уставы и прочий религиозный антураж, а также обслуживающие его жрецы, священники, епископы, монаси и просто церкачи не нужны от слова совсем – крестит человека Собой Дух Святой, а причащает Собой Иисус прямо на дому по вере вашей. А функция церквей и храмов сводится, как уже упоминал неоднократно, всего лишь к религиозной разновидности шоу-бизнеса: зрелищ взамен недостатка в хлебе насущном. Организация торжеств и праздников для населения за деньги – вот главная функция нынешней рпц-корпорации торговых ларьков имени всех святых, и ее массовиков-затейников, ряженых клоунов с серьезными минами каждый день на своем цирковном манеже без выходных и праздников.
Хотите верьте, хотите – нет.