Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.
Из описаний Е. Голубинского: «Нынешняя Плотнишная башня складена когда-то после описи 1641 года, взамен прежней, ибо, по описи, башня эта – четвероугольная, тогда как нынешняя – круглая. Если на виде лавры ХVII века верно показано место прежней башни в стене, то нынешняя и находится не на месте прежней – нынешняя на самом северо-западном углу, тогда как прежняя показана на виде в западной стене, близ угла.
Название башни, вероятно, оттого, что в ней была плотничья мастерская (митрополит Платон производил князю Щербатову название башни, но, нужно думать, по простой собственной догадке, оттого, что прежде него, Платона, против башни был плотничный двор; самое название «плотничный двор» вместо «лесной двор» как будто есть название неупотребительное). В позднейшее время башня называлась еще Оружейной – или от находившейся поблизости ее Оружейной палаты, или же, вероятнее, оттого, что, по разобрании в 1779 году Оружейной палаты, в ней хранилось оставшееся в лавре оружие». Но, по наблюдениям историка Татьяны Токаревой, оружие – «старое, рваное и ломаное» – хранили в ней задолго до разборки Оружейной палаты.
В 70-х годах XVIII века башня называлась Больничной. Видимо, на том этапе ее соседство с расположенными рядом на территории монастыря Больничными палатами считалось немаловажным.
В конце XIX века в башне были размещены мастерские по изготовлению литографии и фотографии, и башня стала именоваться Фотографической. Это название сохранялось и в начале XX века, хотя в ней проводились занятия учеников лаврского училища иконописания. Литография к этому времени была перенесена в другое помещение, а «фотография, несмотря на прекрасно снятые снимки древностей, совсем уничтожена». Видимо, в период пребывания в башне литографии и фотомастерской были растесаны все амбразуры, их превратили в окна.
К середине XX века все ярусы и подвалы Плотничьей башни были заняты разными организациями под мастерские и жилье. В 1940 году началось освобождение помещений в связи с предстоящей реставрацией. Памятник находился в ужасном состоянии: расхищены на 100% полы, перегородки, сняты дверные полотна и оконные переплеты. Жильцы и красноармейцы из городской комендатуры выпилили в ней все элементы, на которых покоился деревянный шатер.
При подготовке заметки использованы материалы Н.Холодковой
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.