Я считаю, что у каждого меломана должен быть такой друг, с которым можно просидеть всю ночь за прослушиванием и обсуждением музыки. Даже если вы встретились после нескольких лет разлуки. Ну, нужно же кому-то рассказать, что тебе удалось откопать ре-мастеринг любимого альбома Accept или случайно наткнуться в ютубе на редкое видео с концерта совсем юной Doro Pesch. А если уж нарыл что-то ранее не слышанное, но интересное, как это можно удержать в себе?..
Конечно, у нас хватает и других тем для разговоров, но обычно после обсуждения политики, истории и абстрактных философских вопросов, беседа уходит в музыкальный уклон. Это уже традиция какая-то: «А помнишь это?.. А слышал вот этих». Надо сказать, что, несмотря на небольшую разницу в возрасте, все-таки существует некий водораздел наших с ним предпочтений и кумиров прошлого. И пролегает он где-то в районе начала 80-х. Поэтому всякий раз, когда я пытаюсь его удивить чем-нибудь «хэви-металлическим», я наблюдаю одну и ту же картину – многозначительно поднятый вверх указательный палец своего друга. Этот жест неизменно сопровождается тирадой о том, что весь этот рок уже был сыгран кем-то еще в 70-е… И дальше с пафосом перечисление почти по слогам: «Блэк Сэббет, Ронни Джеймс Дио, Лед Зеппелин», завершающееся стандартным «Учите матчасть!»
И с этим довольно трудно спорить, потому что творчество всех перечисляемых им музыкантов и групп мне тоже нравится. Нравится, но не более того. Я с удовольствием все это слушаю, однако, «моя» музыка другая – с более современным звучанием инструментов, с более жестким вокалом.
Жирное, сочное, по-настоящему тяжелое звучание группы Pantera не идет в сравнение с дребезжанием гитар 70-х, даже если они в руках гениев.
Я признаю бесценный вклад в развитие рок-музыки тех же Black Sabbath, но не могу всерьез влюбиться в примитивный скрежет их гитарных примочек и звук ударных, как палкой по пустой канистре. И я очень рад тому, что их ряды когда-то покинул великий Ozzy. Ведь если бы этого не произошло, я бы никогда не услышал его «Crazy Babies”, «No More Tears” или «I Just Want You”. Он прошел школу становления в тандеме с Тони Айомми, но в сольной карьере пошел гораздо дальше. И никакие другие не менее великие вокалисты, приходившие в Black Sabbath, так и не смогли помочь группе обрести достойную замену. Это, скорее, Дио, Гиллан и Хьюз временно обзаводились аккомпанементом для своего пения (при всем моем уважении к таланту Айомми). Я прошу поклонников Black Sabbath, знающих их историю и дискографию гораздо лучше меня, не злиться и не спешить кидать камни в комментариях. Но, согласитесь, когда вы слышите эти имена, возникают совершенно иные ассоциации.
«Но ведь они были первыми! Они стояли у истоков!..», - кричит в запале мой друг, рискуя разбудить уставших от караоке-шансона соседей. Естественно, были, стояли… И вся мировая рок-общественность, включая меня, благодарна им. Хотя, конечно, мой отец, услышав это, мог бы ухмыльнуться и махнуть рукой, мол, битлы и роллинги еще до этого спели и сыграли все, что можно спеть и сыграть… А дедушка, возможно, и ему бы возразил, используя нецензурные джазовые выражения… Блин, да с такой логикой можно и до древнеафриканского тамтама дойти…
Я вовсе не хочу отбирать лавры у создателей классического хард-рока, к которому причастны и Led Zeppelin, и Uriah Heep, и те же Black Sabbath. Это было прекрасное время, наполненное бунтарским духом и верой в прогресс. Если бы мне предложили выбрать эпоху, в которой хочется жить, я бы попросился именно в 70-е. Отцы-основатели в результате множества экспериментов и множества наркотиков сумели задать нужный вектор всему рок-течению на долгие годы вперед. Но ведь нельзя же всю жизнь оставаться в этих самых истоках, исполняя одно и то же! (AC/DC будем считать в данном случае исключением).
Музыканты же следующего десятилетия сумели на созданной первопроходцами базе развить несметное количество разных стилей: hard-n-heavy, heavy metal, thrash, death, gothic, crossover, grind и т.д., и т.п., попутно смешивая затейливые коктейли из их сочетаний. По ходу дела совершенствовался уровень звукозаписи, музыкальные инструменты, росло мастерство самих исполнителей. Ведь то, что умели только виртуозы в 70-х, стали играть практически все профессиональные музыканты. И даже превзошли в технике своих учителей. Что уж говорить про сегодняшний день, когда даже соседская девчонка с гитарой может дать фору Джо Сатриани.
И все это не было повторением прошлого до самого конца XX века. И дань уважения тем, кто стоял у истоков, в творчестве рокеров 80-х четко прослеживалась и в многочисленных каверах, и в интервью. Тогда еще мы наивно верили в то, что вслед за гранжем 90-х последуют новые открытия, но ошиблись. С началом нового века вся музыка (как и кино) полностью стала продюсерской, т.е. серийной штамповкой. Проще говоря, с наступлением 2000-х только нулей добавилось... Именно поэтому я считаю 80-е настоящим золотым веком рока. И они, по моему убеждению, должны звучать тем самым камертоном, с которым сверяется все, создаваемое рок-исполнителями сегодня. По крайней мере, так я говорю «молодежи», которая интересуется моим мнением насчет какой-нибудь новой «рок-звезды». И добавляю многозначительно: «Учите матчасть»:)
Вот такие у меня мысли по этому поводу. Возможно, немного сумбурные, но я ведь и не претендую на энциклопедичность. В конце концов, я не музыкальный критик и не музыковед, а такой же любитель рока, как и вы.
А, кстати, что вы-то думаете обо всем этом? Чью сторону вы бы заняли в этом споре? Очень интересно узнать. Пишите в комментариях, обсудим.
И, конечно, заходите, друзья, почаще на огонек. Поболтаем о том, о сем… «А помнишь вот это?..» «А слышал вот этих?..» Всегда рад вас видеть.
А вот этих всех узнаете?