Найти тему
Олеся  Орленко

Штамм N51Y. Что меняет открытие этой новой мутации Covid-19?

Новый штамм коронавируса, выявленный в Великобритании, получил название N51Y. По заявлению премьер-министра страны Бориса Джонсона, он на 70% заразнее старых разновидностей сковавшего планету вируса. Что ещё о нём известно?

Является ли он более смертоносным? Какие меры собирается предпринять британское правительство? Появится ли реальная граница между Англией и Шотландией? Что собираются делать прочие страны Европы – проигнорируют новую угрозу или будут чураться прибывающих с островов как зачумлённых? И самое главное – защитят ли от нового штамма только что разработанные вакцины?

1. Что известно об этой новой разновидности Covid-19?

Эта новая версия вируса, выявленная в окрестностях Лондона, передаётся гораздо быстрее, чем изначальный вариант Covid-19, с которым уже почти год борются все страны мира. По словам премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, почерпнувшего информацию из работ британских исследователей, новый штамм на 40-70 % более заразный, чем предыдущие версии вируса. Этот новый штамм Sars-CoV-2, зарегистрирован в сентябре под именем VUI-202012/01. В декабре он, как сообщают, стал «доминирующей» формой вируса в столице Соединённого Королевства и повлёк за собой «очень большой рост числа» госпитализаций в этом месяце, по информации от научного советника правительства. 62 % декабрьских заражений в Лондоне и 43 % - на юго-востоке страны, судя по всему, можно отнести на счёт нового штамма. Тем не менее, на сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что этот новый штамм вызывает более тяжёлые формы протекания болезни.

2. Что намерен делать Борис Джонсон?

Возвращение режима изоляции в Лондоне и в юго-восточной части Англии показало, что британский премьер-министр полностью отказался от стратегии создания коллективного иммунитета населения, которой он придерживался в начале пандемии. Весной он ввёл режим изоляции лишь к 23 марта. Итоги: Соединённое Королевство стало второй после Италии европейской страной с наибольшим числом жертв коронавируса (более 67 000). Пока что у британских властей нет альтернативного решения, так как количество доз вакцины позволяет привить только 6 миллионов человек – то есть, исключительно медицинских работников и граждан старше 80 лет. Такое неожиданное решение премьер-министра за несколько дней до Рождества не могло не спровоцировать критику в консервативных кругах. Сообщение между Англией и Шотландией запрещено, несмотря на то что глава полиции этого региона, находящегося под управлением Шотландской национальной партии, пока что сумел обойтись без перекрытия дорог. Вместо этого будет увеличено количество патрулей. И новый штамм коронавируса – не единственная причина обострившейся ситуации по ту сторону Ла-Манша: треть английских больниц вынуждены сейчас размещать больше коронавирусных пациентов, чем было весной, во время первой волны эпидемии.

3. Изменит ли Франция свои планы на Рождество?

Из «принципа предосторожности» совет здравоохранения, по примеру Германии и Нидерландов, приостановил с полуночи воскресенья 20 декабря на 48 часов любое сообщение с Соединённым Королевством. За это время Париж должен успеть согласовать новый режим тестирования в координации с другими европейскими странами. Поэтому все авиарейсы временно отменены, паромные переправы и поезда Евростар не ходят. Последний, битком набитый, поезд прибыл на Северный вокзал Парижа в воскресенье вечером. Грузовые перевозки тоже временно приостановлены (за исключением несопровождаемых перевозок): грузовые фуры, ожидающие отправления в Соединённое Королевство, оказались парализованы.

4. Как реагируют остальные европейские страны?

Соединённое Королевство, которое сейчас ведёт переговоры по своим новым отношениям с Европейским союзом (ЕС) после Брекзита, столкнулось со своеобразной блокадой. Многие европейские страны – а также Гонконг, Индия, Саудовская Аравия, Иран и Канада – закрыли в воскресенье свои границы для лиц, прибывающих из Соединённого Королевства. Из-за этого десятки пассажиров оказались заперты в немецких аэропортах. Некоторых из них на выходе из самолётов встретила полиция, и им пришлось пройти тестирование, а затем ночевать на раскладушках. Несмотря на то, что эпидемия длится уже год, решения стран-членов ЕС, кажется, по-прежнему принимаются в хаотичном порядке. Настолько хаотичном, что в воскресенье испанское правительство запросило принять скоординированные меры. В понедельник Европейский центр по предупреждению и контролю заболеваний в своём официальном сообщении подчеркнул, что случаи заражения новым штаммом коронавируса уже были зафиксированы в Дании и Нидерландах.

5. Не снизится ли эффективность вакцин ввиду появления нового штамма?

В то время как в понедельник 21 декабря Европейское агентство лекарственных средств (ЕАЛС) официально разрешило использовать вакцину Pfizer-BioNTech, которой могут начать прививать с 27 декабря, всех беспокоит один вопрос: будет ли эта и другие вакцины защищать против новой версии вируса, обнаруженной в Великобритании?

«На данный момент нет никаких доказательств того, что эта вакцина может оказаться неэффективной против нового варианта Covid-19», - ответила двойным отрицанием госпожа генеральный директор ЕАЛС Эмер Кук. Её заявление успокаивает и недавно было подтверждено несколькими министрами здравоохранения европейских стран. «Нет причин полагать, что вакцины окажутся менее эффективными (против этого нового штамма), так как антитела, полученные благодаря двум основным вакцинам, которых мы сейчас ждём (Pfizer и Moderna – прим. ред.) работают с не мутировавшей зоной вируса», - объяснил Оливье Веран в интервью Europe 1. К такому заключению, насколько известно, пришли европейские эксперты, проведшие собрание в это воскресенье в Германии, осуществляющей сейчас очередное председательство в ЕС. Эффективность вакцин против британского штамма вируса «стала бы очень хорошей новостью», - чуть осторожнее прокомментировал немецкий министр здравоохранения Йенс Шпан. На самом деле, большинство готовящихся к выпуску вакцин используют спайк-белок, к которому прикрепляется вирус, чтобы вызвать защитный ответ иммунитета. Однако, «даже если некоторые части (этого белка) изменятся (с новым штаммом), остаются ещё все остальные части, позволяющие распознать» вирус, уточнила Эмма Ходкрофт, эпидемиолог Бернского университета. И даже если, вопреки всему, мутация окажется более глубокой, выход из положения есть. «В таком случае придётся сделать то, что мы делаем каждый год с прививкой от гриппа: изменить вакцину. Учёные это умеют», - сказал Оливье Веран, убеждённый в эффективности вакцины.