Капитан-командор Алексей Ильич Чириков известен как исследователь северо-западного побережья Северной Америки и человек, внёсший большой вклад в освоение и укрепление Дальнего Востока. Родился он ровно 217 лет назад на Тульской земле в дворянской семье.
Жил у дяди в Москве, уже в 12 лет поступил в Школу математических и навигационных наук, которая являлась первым в России военно-морским учебным заведением. Для продолжения обучения в числе лучших учеников Чириков был переведён в Петербургскую морскую академию. Блестяще окончив её, был произведён в унтер-офицеры, получил назначение на Балтийский флот, где прослужил недолго, так как его назначили преподавателем в Морскую академию.
Как отличный специалист Алексей Чириков был включён в состав экспедиции Витуса Беринга, притом что руководство академии было против: «гардемарин обучать было некому». Чириков был назначен помощником Беринга, опытного мореплавателя, отдавшему службе России к тому времени уже 20 лет. Первая Камчатская экспедиция Чирикова началась 25 января 1725 года из Петербурга. До Якутска экспедиция добиралась по рекам, частично по суше, а после Якутска в основном пришлось идти по бездорожью. В Якутске Алексей Ильич руководил отправкой грузов в Охотск. Согласно его заметкам, в городе находилось три сотни русских дворов, а в его окрестностях — 30 тысяч якутов-кочевников. В Охотске было построено два корабля — «Фортуна» и «Святой Гавриил», на последнем Беринг, Чириков и другие члены экипажа числом 44 человека вышли в море.
Алексей Чириков вёл судовой журнал первой российской морской научной экспедиции. Примечательно, что в нём записаны не только сведения о маршруте, но и произведено описание обитателей моря, которые попадались на глаза путешественникам, — китов, сивучей, моржей и так далее. Во время плавания на карту были нанесены очертания полуострова Камчатка, открыты Камчатский и Карагинский заливы с островом Карагинский, залив Креста, бухта Провидения и остров Святого Лаврентия. Карты, составленные Берингом и Чириковым, получили высочайшую оценку других путешественников, в частности Джеймса Кука. Дойдя до 67° 24' северной широты, Беринг стал держать совет с экипажем, как поступать дальше. Во время совета Чириков высказывался за продолжение экспедиции, он предлагал идти дальше, к устью Колымы. Но капитан экспедиции принял решение повернуть назад.
Впоследствии Ломоносов выразил сожаление, что Беринг развернул корабль. Если бы он продолжил путь на восток, то очень скоро обнаружил бы берега Америки. На основании доклада Сенат и Адмиралтейская коллегия приняли решение снарядить вторую Камчатскую экспедицию. Задачами были открытие морского пути в Америку, окончательное доказательство того, что Азия с Америкой разделены проливом, поиск удобных гаваней для создания в них военно-морских баз и исследование побережья Северного Ледовитого океана. 16 июля команда увидела землю: «В два часа пополудни впереди себя увидели землю, на которой горы высокие». Сейчас этот остров называется Бейкер.
На следующее утро Чириков решил произвести разведку местности и отправил на сушу десять человек во главе с Абрамом Дементьевым, но отряд к назначенному сроку не вернулся, как и второй, который отправился искать первый несколько дней спустя. Что случилось с 15 русскими моряками, остаётся загадкой. Положение оставшихся на корабле было затруднительным. Запасы провизии и воды подходили к концу, а высадиться на берег не предоставлялось возможным, вся команда болела цингой, да и лодок на борту больше не было. Было принято решение о возвращение в Петропавловск. Из 68 членов команды в Петропавловск вернулись лишь 49 человек.
Через год Чириков предпринял путешествие, чтобы отыскать пропавшее судно «Святой Пётр» и команду Беринга, но ничего найти ему не удалось. На обратном пути Алексей Ильич обнаружил остров, который нанёс на карту и назвал островом Святого Иулиана. Сейчас это остров Беринга, на котором и томилась его экспедиция, но которую «Святой Павел» там не обнаружил. Алексей Ильич отдал 20 лет жизни изучению Дальнего Востока и много сделал для Отечества.