Тема о твердых бытовых отходах обширна и многообразна. Сегодня я хотел бы поднять вопрос о том: «насколько ли реально для собственников ИЖС (индивидуальные жилые строения) получить право на передачу мусора через индивидуальные контейнеры». Ситуация будет рассмотрена на примере МО и регионального оператора ООО «Хартия». Приступим же к рассмотрению вопроса с самого начала.
Обратимся непосредственно к региональному оператору с просьбой перейти на индивидуальные контейнеры для ИЖС. Региональный оператор отказывает со стандартной формулировкой, ссылаясь на Распоряжение Министерства Жилищно-коммунального хозяйства МО от 24.04.2019 г. № 229-РВ «Об утверждении регламента взаимодействия органа местного самоуправления, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и владельца индивидуального жилого строения» (в ред. Распоряжения № 408-РВ от 19.07.2019 г.) (далее Регламент взаимодействия от 19.07.2019 г.). По мнению регионального оператора, владельцу индивидуального жилого дома для заключения договора на вывоз ТКО с индивидуальными контейнерами «первоначально необходимо обратиться в орган местного самоуправления (ОМСУ), который проведет комиссионное обследование территории на предмет определения возможности оборудования общих контейнерных площадок для накопления ТКО либо, в случае отсутствия такой возможности, осуществления сбора ТКО с использованием индивидуальных баков с составлением Акта обследования территории при соблюдении необходимых санитарных норм».
Региональный оператор сразу вводит потребителя в заблуждение, предоставляя не достоверную информацию, касающуюся порядка заключения договора. Регламент взаимодействия от 19.07.2019 г. не устанавливает обязанности истца обращаться в ОМСУ за проведением обследования. На самом деле в Регламенте взаимодействия от 19.07.2019 г. в п. 1 сказано, что ОМСУ (Администрация г.о. Балашиха) проводит комиссионное обследование территории на предмет соблюдения предусмотренных санитарных норм для определения возможности создания контейнерных площадок. А в п. 2 данного регламента указано, что после того, как ОМСУ установит возможность создания общих контейнерных площадок, оно проводит собрание с собственниками ИЖС. И вот тут самое главное. На указанной встрече проводится голосование по вопросу создания общей контейнерной площадки. Данный вопрос должны поддержать 100 % собственников ИЖС. А для перехода на индивидуальные контейнеры собственники должны проголосовать, также 100 % против общей контейнерной площадки. Если же мнение собственников разделилось, то принимается решение о комбинированном сборе отходов с использованием обоих способов, обустройство общей контейнерной площадки и организации вывоза ТКО с использованием индивидуальных контейнеров. Для исключения же случаев несанкционированного размещения ТКО на контейнерной площадке, орган местного самоуправления обеспечивает наличие запирающего устройства, а собственников ИЖС (которые дали согласие на обустройство контейнерной площадки) обеспечивает ключами.
Эта процедура звучит даже в Регламент взаимодействия от 19.07.2019 г. достаточно не просто, а на деле ситуация обстоит еще хуже. Сейчас в МО во многих муниципальных образованиях все вышеуказанные мероприятия органами местного самоуправления не проводятся, а ТКО собирается «пакетным методом».
Но как же побудить орган местного самоуправления начать исполнять Регламент взаимодействия от 19.07.2019 г.? Ведь без соблюдения предусмотренных в нем условий получить право на индивидуальные контейнеры невозможно. Ниже описана логика искового заявления, которое необходимо подать на орган местного самоуправления (в нашем примере Администрация г.о. Балашиха) для понуждения его к организации и созданию мест сбора отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» (далее закон об отходах) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со статьей 13.4 вышеуказанного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (пп. 1.2). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пп. 2.1.1).
В п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 определено, что «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительством Российской Федерации утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, чтобы получить право на использование индивидуальных контейнеров мы, как потребители, должны выполнить следующие действия:
1) Обратиться в Администрацию муниципального образования (через заявление или суд) провести комплексное исследование территории на предмет соблюдения санитарных правил с целью создания общих контейнерных площадок или применения индивидуальных контейнеров;
2) Обратиться в Администрацию муниципального образования (через заявление или суд) провести собрание собственников жилых строений, на котором будет стоять вопрос о согласии на оборудование общей контейнерной площадки. При этом на индивидуальные контейнеры собственники могут перейти, если все 100 % против общей контейнерной площадки. Если мнение собственников разделилось, то принимается решение о комбинированном сборе ТКО с использованием обоих способов.
3) Обратиться в Администрацию муниципального образования (через заявление или суд), чтобы она утвердила схемы санитарной очистки территории и план благоустройства территории с указанием возможности индивидуальных контейнеров для складирования ТКО.
Естественно, что текущее положение вывоз ТКО с помощью «пакетного способа» устраивает, как орган местного самоуправления, так и регионального оператора. Первому не надо ничего обследовать и проводить собрания, второй получает деньги и без оборудования контейнерных площадок. А весь груз оформления права на вывоз ТКО с помощью индивидуальных контейнеров ложится на потребителя, который к таким сложностям, естественно не готов. И в целом такая процедура была создана, чтобы сделать фактически невозможным получения права на использование индивидуальных контейнеров для вывоза ТКО и в ближайшем будущем меняться она не собирается. Таким образом, получить право на индивидуальные контейнеры в ИЖС, конечно, возможно, но на практике чрезвычайно сложно.
Спасибо за ваше время.