Найти тему
soullaway soullaway

Многогранность таланта Петра Николаевича Мамонова

Группу «Звуки Му» я впервые увидел в программе «Музыкальный ринг» году этак в 1988 или 1989-м. Выпуск как раз был посвящен противостоянию рокеров Москвы и Питера, в ту пору еще Ленинграда. В каждом раунде проводился конкурс между одной московской и одной ленинградской группами, и телефонным голосованием решалась, какая группа побеждает. Ну, олды должны помнить.

Так вот, ленинградцам из АВИА противостояли москвичи «Звуки Му». АВИА я тогда знал по замечательному клипу на не менее замечательную песню «Я не люблю тебя». И группа мне нравилась, как и «Странные Игры», откуда они вышли. И когда на сцену вышел неприметного вида мужичок за тридцать с лысеющим затылком, я поначалу испытал недоумение. «Это что, рокер?» - казалось очень юному тогда мне.

Но когда он подошел к микрофону, и группа заиграла, я увидел и услышал НЕЧТО. Петр Мамонов, а этот мужичок был именно он, начисто убрал АВИА с их акробатическими этюдами в духе живых газет сталинской эпохи. Под холодный монотонный пост-пансковский звук в духе Bauhaus и Joy Division (тогда я правда не знал, что в их духе, это много позже я понял, на кого «Звуки Му» ориентировались) Мамонов отстраненным низким голосом, каким обычно произносились в мегафон объявления, призывавшие не заплывать за буйки и не мусорить, бубнил в микрофон абсурдные зарисовки про бизоньи глаза, от которых зажглась темнота и постового на московской улице, у которого в глазах тоска. Периодически он срывался на крик.

Но главное была подача песен. Его кривляния и гримасничанья аналогов на отечественной сцене не имели. Даже неподражаемый Олег Гаркуша на фоне Мамонова был просто образцом адекватности. В общем, группа мне тогда понравилась. И я был недоволен, что телефонное голосование выиграли АВИА. А еще один из зрителей, во время традиционных вопросов во время съемок, посоветовал Мамонову обратиться к психиатру. Впрочем, мне думается, Петр специально провоцировал подобных людей. Кстати, когда Мамонов только собирал полноценный электрический состав, некоторые музыканты после первых репетиций сбегали из группы с мыслями «Куда я попал?!» Выступления группы в то время выглядели как-то так.

-2

К сожалению, или нет, но тот состав Звуков Му оказался недолговечен. Сама группа оказалась слишком нестандартной, чтобы вписаться в нашу специфическую рок-сцену, на которой уже тогда сложился некий табель о рангах с распределением ролей. На молодежного лидера, как Кинчев, Мамонов ну никак не тянул. На романтического героя, как Цой, тоже похож не был. Как и на мудрого гуру, вроде Гребенщикова, и на олицетворение некой народной глубинной мудрости, как Шевчук. Удел подобных исполнителей – это небольшие уютные клубы с камерной обстановкой, где все свои. Это сейчас они есть практический в каждом областном центре, где порой организуют концерты для двадцати-тридцати человек, так как больше данный артист собрать не может в силу специфики своего творчества. А тогда состоятельность того или иного артиста мерилась собранными стадионами и дворцами спорта. Мамонов как Цой собрать Лужники был не в состоянии. Плюс люди, судя по всему, устали друг от друга. Как отмечал сам Мамонов, тот состав себя исчерпал. Что любопытно, Петр пришел в рок-музыку, когда ему уже за тридцать было. Нечастый случай, да?

-3

Любопытно, что из всех альбомов, записанных тем составом, музыкантов устроил только «Крым». Все остальные по разным причинам вызывали нарекания, даже спродюсированный легендарным Брайаном Ино (!!!) Zvuki Mu, выпущенный в Великобритании в 1989-м году. Музыканты сочили его слишком прилизанным. Что ж, возможно, они правы в своих оценках, хотя мне, как слушателю, все альбомы кажутся любопытными как минимум.

Как бы там ни было, после распада канонического состава были записи «Мамонов и Алексей» и «Грубый закат», после которого Мамонов окончательно разочаровался в рок-сцене в целом, и в своем месте на ней. Все, что выходило под маркой «Звуки Му» в дальнейшем, были фактически сольными работами Петра. Во многом на эту позицию повлиял его уход в религию, в православное христианство, что привело к переосмыслению прежней жизни и творчества. Похожие метаморфозы происходили и с Константином Кинчевым, и с Дмитрием Ревякины, и с Романом Неумоевым. Случай с Мамоновым не является чем-то уникальным для нашей сцены. И надо отметить, не всегда подобные перемены в мировоззрении музыканта положительно влияют на творчество. Впрочем, публика всегда эгоистична.

А второй аспект, повлиявший на судьбу группы «Звуки Му», стало увлечение Мамоновым важнейшим из искусств, по меткому выражению Владимира Ильича. Первой заметной актерской работой Мамонова была роль врача-наркодиллера в фильме «Игла». На фоне Цоя, который, при всем моем к нему уважению, актерских способностей не имел и вытягивал свой образ только за счет харизмы и культовости своего статуса, Мамонов смотрелся именно как актер, а не рок-звезда, приглашенная на главную роль ради кассовых сборов. Актерские способности Петра оценил такой мастер, как Павел Лунгин и снял с Петром в главной роли три замечательных фильма. Сначала был «Такси-блюз», где блестяще показан конфликт между представителем артистической богемы, которого и сыграл Мамонов, и простым работягой.

Потом был «Остров», получивший массу призов и хвалебных отзывов, где Мамонов великолепно сыграл юродивого монаха отца Анатолия. Сюжет фильма пересказывать здесь я смысла не вижу, думаю, кому надо, те фильм посмотрели. И третья их работа – фильм «Царь», где Мамонов играет царя Ивана Грозного.

-4

К этому фильму, как ни странно, отнеслись более прохладно, причем у некоторых, к моему большому удивлению, претензия была такая, что Мамонов не так образ царя воплотил. Претензия, на мой взгляд, ну совсем необоснованная. Мы можем более менее объективно судить, какими были исторические деятели недавнего прошлого, ибо сохранилась кинохроника, аудиозаписи выступлений, многочисленные воспоминания очевидцев. А какими людьми были Иван Грозный, или, скажем, Петр Первый, мы знать не можем. Так что здесь все на усмотрение художника. Лунгин увидел Ивана Васильевича именно таким, и Мамонов как актер, я считаю, с задачей справился. Мне, во всяком случае фильм понравился. Да и не может компания, включающая в себя, помимо Мамонова, Олега Янковского, Ивана Охлобыстина, Юрия Кузнецова и других, под руководством такого мэтра, как Лунгин, сработать плохо. Кроме творчества с Лунгиным, были у Мамонова и другие интересные работы в кино, такие как «Пыль» и «Шапито-шоу». Они не столь заметны, как фильмы Лунгина, но заслуживают того, чтобы их посмотреть. Ну если, конечно, Ваш кинокругозор не ограничен сериалами «Сваты» и «Ментовские войны».

И третья творческая составляющая Мамонова как художника – это его культовые моноспектакли, такие как «Есть ли жизнь на Марсе», «Шоколадный Пушкин», «Дед Петр и зайцы». Да, я знаю, что у многих понятие «моноспетакль» ассоциируется с Евгением Гришковцом. Ничего плохого про него сказать не могу, талантливый человек, но сравнивать его творчество в этом жанре с Мамоновым, некорректно. Это разные плоскости. Пожалуй, моноспектакли – это наиболее противоречивый аспект его творчества. Это либо нравится, либо вызывает резкое неприятие. Кто-то считает это бредом сумасшедшего, впариваемого доверчивой публике под видом элитарного искусства, кто-то видит здесь максимально возможное самовыражение артиста, несдерживаемый поток сознания и безудержный полет фантазии. И в спектаклях можно услышать его новые песни. Вот как здесь, например, обратите внимание, в какой потрясающей форме находится артист, несмотря на возраст.

Стандартных музыкальных альбомов у Мамонова не выходит, поэтому что-то услышать можно только там.

На сегодняшний день Мамонов достиг такого статуса, что может вытворять на сцене что угодно, благодарная аудитория найдется. Один из последних его проектов – это моноспектакль «Приключения Незнайки», где он под музыку зачитывает детскую нетленку Николая Носова. Выглядит это как-то так, ну прелесть же.

Как бы там ни было, но группа «Звуки Му» стала классикой нашего рока. Не просто так Брайна Ино обратил на нее внимание. Тут не только тогдашняя мода на все русское, точнее советское «Звуки Му» - это отнюдь не «Парк Горького». И хотя я ничего плохого в мейнстримной музыке не вижу, хорошая и интересная музыка не всегда бывает массовой. А когда ее делает человек, проявляющий талант и иных областях искусства, это еще интересней. Так что послушаю-ка я сегодня классический альбом «Звуков Му» «Крым» 1988-го года, чего и вам советую. Вдруг понравится?

А на сегодня всё, и спасибо вам за внимание.