Некоторые родители стремятся как можно дольше ограждать ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит все и сразу, купит что-то некачественное или просто «повзрослеет раньше времени». Однако, по мнению психологов, не стоит чрезмерно оттягивать первые попытки самостоятельного распоряжения деньгами.
«Для того, чтобы ребенок научился разумно пользоваться деньгами, для понимания функции и цены денег – ему нужны деньги», – убеждена педагог-психолог Олеся Княжева.
Когда же начинать?
В возрасте 4-5 лет карманные деньги давать еще слишком рано, но можно завести копилку, куда ребенок будет складывать деньги на какую-нибудь цель. Например, подарок на Новый год или дорогую игрушку, которую родители не могут купить сразу.
«Совсем забытый, но такой хороший урок финансовой грамотности, успешно использовавшийся со времен Советского Союза, – поход в булочную или за молоком, куда родители отправляли нас лет с шести», - вспоминает Олеся Княжева.
Самостоятельные мелкие покупки, пусть и под присмотром родителей, очень способствуют развитию ответственности.
Небольшие суммы на карманные расходы нужно начинать выдавать ребенку уже в младшем школьном возрасте. Сумма должна быть фиксированной и заранее оговоренной, чтобы ребенок научился ее распределять. Получение карманных денег не должно зависеть от поведения или оценок в школе.
Сколько денег давать на карманные расходы?
Это зависит от статей расходов и семейного бюджета. Не следует выдавать слишком крупную сумму, даже если финансовые возможности родителей это позволяют.
«Исходить нужно из степени ответственности ребенка, а не его желаний, и определять сумму индивидуально», - рекомендует педагог-психолог.
Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей. Младшим детям лучше выделять деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста – раз в неделю, а в старших классах – раз в месяц. Чем старше ребенок – тем лучше он способен планировать свои траты.
Не стоит бояться, что ребенок потратит выданные деньги неправильно. Невозможно научиться обращаться с деньгами, совсем не совершая ошибок. Бессмысленно отгораживать ребенка от внешнего мира, нужно помочь ему в нем ориентироваться.
«Чем больше доверия к себе чувствует ребенок, тем больше его уверенность в себе. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», – говорит педагог-психолог Олеся Княжева.
Наблюдайте, как ребенок распоряжается карманными деньгами, тратит ли сразу все или постепенно. Введите правило: выданная сумма уже не увеличится, и, если потратить ее сразу, придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Так ребенок с детства научится жить по средствам. Если вы видите, что деньги сразу исчезают в неизвестном направлении – вмешайтесь и выясните причину.
Не нужно указывать ребенку, что и где покупать, но советы в мягкой форме давать можно и даже нужно. Например, обратите его внимание, что леденец в магазине у дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, где вы собираетесь гулять. Кроме того, обязательно составьте список запрещенных покупок, если таковые имеются – например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов или какие-то продукты противопоказаны ребенку по состоянию здоровья.
Почему важно научить ребенка обращаться с деньгами
Распоряжаясь деньгами, ребенок чувствует себя взрослым, что положительно сказывается на развитии его навыков. Предоставьте ему возможность самостоятельно оплачивать, например, школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше опыта в обращении с деньгами будет иметь ваш ребенок, тем лучше он окажется подготовлен к взрослой жизни.
«Позволяйте ребенку совершать ошибки! – говорит Олеся Княжева – Чем больше мы опекаем своих детей, тем беспомощней они вырастают».
При этом важно не критиковать выбор ребенка: он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями.
Подробнее о том, как научить ребенка грамотно обращаться с деньгами, читайте здесь =>