Недавно стал свидетелем диалога. Молодой человек спорил с престарелым относительно того, какие книжки читать. Он говорил: «Я литературу тщательно выбираю, чтобы пользу получать, даже когда отдыхаю. А то попадется какая-нибудь дрянь — потом целый месяц послевкусие неприятное, а то еще и приснится. Представляешь, ты целый день проработал, организму отдых ведь нужен, а из глубин подсознания тебе какой-нибудь Фандорин является или Бешеный». А мама ему отвечает: «По мне так все равно, чем голову туманить, — так и сказала. — И если книга плохая, то, может, оно и к лучшему. Прочитал и забыл». «Так ведь плохая-то лучше всего и запоминается — вот в чем дело», — возражает молодой человек. «А ты потому и запоминаешь, что слишком серьезно к этому относишься. Отдых есть отдых» — говорит женщина. «Нет, я так не могу. По-моему, это все равно что сказать: не все ли равно, чем желудок набивать. Можно овощами со своей грядки, мясом свежим, хлебом домашним. А можно магазинными полуфабрикатами, кетчупом и майонезом. Никакой разницы. Только от полуфабрикатов лет на десять раньше помрешь». Мама-теща насупилась. Дальше я диалога и не слышал — по своим делам пошел.
Я все-таки на стороне молодого человека. И дело не только в каком-то моей особенной любви к хорошей литературе, хотя и с точки зрения психического здоровья Достоевский лучше Акунина. Чтение — это ведь еще и тренировка наших чувств. И если литература хороша, вместе с ней нам проще научиться состраданию, любви, верности, милосердию. А если плоха, то черствая душа не получит своего смягчающего масла…
Правильный выбор того, чем мы заполняем нашу душу — даже во время отдыха — имеет и духовное измерение. Ведь с Богом мы встречаемся не в каком-то безвоздушном пространстве, освободившись от того, что сопровождает нас в жизни, от наших навыков, привычек, интересов. Нет, мы приходим к Нему такими, какие мы есть, просто стараясь, чтобы все это нам не мешало, чтобы «молчало» во время молитвы. Так вот хорошая литература, хорошая музыка, хорошая живопись, если они действительно хороши, если созданы вдохновением Божиим, не должны мешать нашей молитвы, но, напротив, готовят к ней душу и «деликатно» уступают ей место в свое время.
--