Часть 2. Система образования, адекватная времени
Экономика изменилась, а значит и должна измениться система образования. Какой она должна быть? Давайте порассуждаем лучше на тему, какой может быть экономика:
- Добывающе-ресурсная экономика. Здесь всё просто - оставляем всё как есть: несколько десятков хороших ВУЗов и техникумов, готовящих специалистов для редких работающих отраслей. Для народных масс достаточно уметь читать и писать. Подобные экономические системы работают по принципу социал-дарвинизма - имитация бесплатной медицины, образования, а вот качественные услуги уже покупаются. Да, в данной модели медицина, образование, культура - это именно услуги.
- Индустриальная экономика. Это когда правительство вдруг проводит реиндустриализацию. Открываются заводы, возрождаются технологии, здесь мы получаем советскую систему образования с примесью современных технологий. В принципе, это то, что сейчас пытаются реализовать, почему не получается? Потому что модернизация не сильно успешно проходит и всё скатывается к образованию добывающе-ресурсной экономики.
- Экономика 6-технологического уклада (роботизация производства). Новый технологический уклад создает рынок наукоёмких профессий, в основном инженерных, научных, ИТ и система должна объединять в себе ряд требований.
Пройдёмся по самым очевидным:
- Заточенность НЕ на ЗНАНИЯ (как в индустриальную эпоху), а на навыки обучения (учат учиться), то есть важно уметь работать с информацией, структурировать потоки данных и получать новые навыки самостоятельно
- Образование должно иметь мощный научный фундамент
- Гибкость как возможность быстро отреагировать на появление новой технологии и оперативно донести до обучающихся текущие изменения.
Эти требования делают неизбежными синтез информационных технологий и классического советского образования. Данная структура экономики подразумевает обучение как процесс, который продолжается всегда, и в школе, и в ВУЗе, и на работе.
У этой модели есть сильные социальные последствия, но это другая тема.