Найти тему

Сталин и кружка кофе: кто придумал кольцевую линию Московского метро

Оглавление

Строительство Московского метрополитена началось в декабре 1931 года. Его главная изюминка — кольцевая линия, которая удобно соединяет все ветки, так что можно быстро попасть на любую из них. Но как она появилась?

Фото https://www.instagram.com/p/CJDL7jdDDCx/?
Фото https://www.instagram.com/p/CJDL7jdDDCx/?

Миф

Русские любят придумывать легенды. Любой значимый объект обязательно связан если не с мистикой, то с каким-нибудь сильным мира сего.

Во времена, когда страной управлял Сталин, все удачные решения приписывались ему.

Есть легенда, что на пленуме ЦК ВКП(б), где Каганович три часа доказывал необходимость строительства метрополитена, Сталин поставил на схему кружку недопитого кофе со словами: «Так и стройте».

Дно кружки отпечаталось на бумаге коричневым кругом, который и стал основой для кольцевой линии.

Сторонников этой версии нисколько не смущает, что идеальное кольцо у метро только на схеме. На самом деле форма центра московской подземки вовсе не напоминает дно кружки.

Реальные факты

Фото https://www.instagram.com/p/CJDL7jdDDCx/?
Фото https://www.instagram.com/p/CJDL7jdDDCx/?

Москва строилась кольцами еще с 11 века. Вокруг Кремля был вырыт ров, насыпан земляной вал и построен частокол для защиты от набегов. Потом к нему полукругом «прицепился» Китай-город со своим рвом.

Город все заселялся, и вот уже были выстроены новые кольцевые укрепления вокруг Белого города — современное Бульварное кольцо. Затем появился Земляной город со своим кольцом, которое мы знаем как Садовое.

Логично, что транспортные проекты в Москве отталкивались от кольца.

В ноябре 1898 года на Особом правительственном совещании был принят проект П.И. Рашевского по строительству Московской окружной железной дороги.

Одновременно с этим проектом разрабатывалось и строительство подземки с несколькими ветками, соединенными кольцом. Жаль, церковь воспротивилась «погружению в преисподнюю».

В 1901 году инженер путей сообщения А. И. Антонович разработал проект метрополитена, в котором из центра под землей должны были проходить пять веток до наземной окружной железной дороги.

В 1902 году А. И. Антонович вместе с Н. И. Голиневичем и Н. П. Дмитриевым доработал свой проект. Там было всего четыре линии, а часть дороги планировалась над землей. Но неизменно все линии должны были соединяться кольцом.

Может быть, метро начали бы строить уже тогда, но вмешалась война и революция. Лишь в декабре 1931 года начались работы. Первую Сокольническую линию открыли 15 мая 1935 года.

Она шла от станции «Сокольники» до «Охотного ряда» с ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую». Соединять линии кольцом начали уже после войны.

Сейчас московское метро уже вышло за пределы МКАД. Планируется строить вторую кольцевую линию. Правда, без легенд, ведь кружка кофе такого диаметра выглядела бы странно.

Какие легенды о строительстве в ваших городах знаете вы? Расскажите об этом в комментариях. Поставьте лайк, если понравилась статья и подпишитесь на канал, чтобы узнавать о тайнах и мифах.