“Я в стране хлеба, вина, масла, солнца. Что еще может просить человек у Неба?”
Томас Джефферсон
Экс-ан-Прованс,27 марта 1787 г.
Для меня трудны представления об изучении языка, если человек не интересуется его культурой и историей. Что касается французского языка, то это многогранная, многовековая история, которая охватила весь мир.
Поэтому тот язык, который сейчас мы слышим во Франции, — продукт более чем двухтысячелетней выдержки.
Французский, как и испанский, итальянский, португальский, а также румынский, молдавский и еще ряд языков, не имеющих статуса государственных, создают группу романских языков, так как в их фундаменте лежит латынь древнего Рима - представители индоевропейской языковой семьи (романская подгруппа галло-романской группы).
Затем была неоднократная трансформация языка с диалектами, с внедрением слов из других культур, но все это время, и по сей день, современный французский развивается в сторону ясности, изящества, но в то же время точности и меры.
Окунемся в недры истории. Рим пал в V веке и Галлию завоевали бургунды, вестготы и франки – самые сильные из захватчиков. Именно благодаря им страна и получила свое название. Их симбиоз с местным населением поверг за собой следующие изменения стиля: на севере, откуда пришли завоеватели завоеватели и так же где их воздействие было масштабнее, сложился старофранцузский, а на юге - провансальский. И там, и там было характерно такое явление, как диалектизм. А естественной границей между ними стала река Лаура.
Изменения были достаточно глубокими (к примеру, от 6 падежей классической латыни в V-IX веках осталось всего 2). Происходили они не за год и даже не за столетие. Историю старофранцузского языка принято отсчитывать с 842 года – времени появления «Страсбургских клятв» (первого написанного на нем документа), согласно которым между внуками Карла Великого был заключен союзнический договор.
В XIV веке период раздробленности во Франции был преодолен, монархическая власть с центром в Париже укрепилась, а диалект, на котором говорили в этом регионе, начал занимать лидирующее положение.
Он использовался и в литературных произведениях, и в документообороте королевской канцелярии, на нем же велись заседания в парламенте. Но даже в тот момент латынь все равно имела место быть, так как на ней закреплялись все официальные решения властей.
На сегодняшний момент французский язык — единственный государственный в 15 странах и один из нескольких государственных в 14, среди которых Бельгия, Швейцария, Канада, Люксембург. Он имеет статус официального в США (Луизиана, Мэн), ООН, Европейском союзе и даже Святом Престоле. На нем, по подсчетам общественной организации “Франкофония”, свободно говорят 274 миллиона человек.