Виже-Лебрен посчастливилось родиться красивой. Она великолепно чувствовала, как написать любую женщину так, чтобы та выглядела красавицей на полотне, не будучи ею в жизни. Конечно, это была конъюнктура чистой воды, глянец XVIII века. Конечно, знатоки, разбирающиеся в живописи, видели, что рисунок Виже-Лебрен изящен, но неточен. Что её колорит приятен, но неглубок. Но таких было немного. Большинство наивно принимало красивость на картинах Виже-Лебрен за красоту и рукоплескало ей.
В числе самых злых критиков Виже-Лебрен неожиданно оказалась Екатерина II. Только что прибывшую в Петербург художницу не уставали нахваливать её придворные. Императрица заказала для пробы парный портрет внучек Елены и Александры, дочерей Павла I. Тщеславная Виже-Лебрен испытала восторг. Она записала в дневнике, что цвет лица девочек столь деликатен, «будто они питаются амброзией». Вскоре портрет был исполнен. Не заботясь о передаче индивидуальности великих княжон, Виже-Лебрен выбрала традиционную для себя манеру «сладостность соперничает с пленительностью». В конце концов, этот способ передачи натуры еще никогда её не подводил.
Однако в случае с российской самодержицей всё оказалось иначе.
В одном из частных писем Екатерина II с негодованием писала о портрете Александры и Елены: «Г-жа Виже-Лебрен заставляет обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на солнце, или, если хотите, двух противных маленьких савоярок... Одним словом, не хватает не только сходства, но обе сестры так обезображены, что есть люди, которые не могут разобрать, которая старшая, а которая младшая. Сторонники г-жи Виже-Лебрен превозносят все это до небес, но, по-моему, это очень плохо, потому что в этой картине-портрете нет ни сходства, ни вкуса, ни благородства...»
То, что годилось для Марии-Антуанетты, не дочитавшей за свою короткую жизнь ни одной книги до конца, не могло удовлетворить просвещенную Екатерину, воспитанную на величественной живописи барокко и не приемлющей пустой декоративности рококо.
Близости к российскому двору, как когда-то к французскому, не получилось.
Виже-Лебрен сетовала на придворные интриги, а в записках опять упоминала «излишнюю полноту» - теперь уже российской монархини и «чрезвычайное уродство» Павла I, но всё же прожила в Петербурге счастливые шесть лет.
Во Францию художница также умудрилась вернуться с почестями. Переждав в путешествиях Великую французскую революцию, художница по приглашению Наполеона вернулась во Францию и до 1814 года жила в своём поместье в Лувесьене. Когда поместье было занято прусской армией при наступлении союзников на Париж, художница вернулась в столицу.
Феноменально её умение маневрировать в зависимости от политических обстоятельств. Когда в 1814-м году император Александр I вступал в Париж как победитель наполеоновских войск, Виже-Лебрен с пафосом преподнесла ему картину "Гений Александра I", даром что работа была наспех переделана из портрета польского князя Генриха Любомирского двадцатилетней давности.
Умерла Элизабет Виже-Лебрен в Париже, не дожив двух недель до восьмидесяти семи лет.
Наследие художницы составляет 660 портретов и около 200 пейзажей.
Наконец, когда вы вспомнили, а кто-то, возможно, открыл для себя новое имя – Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен, в рамках нашей рубрики «Письма и…живопись», познакомимся более подробно с одной из работ французской художницы – это «Портрет графини де Серес». И, естественно, что работа выбрана из-за того, что красавицу графиню художница изобразила как раз в момент написания письма.
Судя по всему письмо уже дописано, и высокочтимая мадам де Серес , отложив гусиное перо, складывает послание, чтобы отправить его адресату, который нам неизвестен.
Как и другие модели художницы, графиня де Серес умопомрачительно красива, изящна, элегантна, безусловно, умна, одним словом, совершенна. И всё-таки то, что художница изобразила графиню не с розой в руках, не с дивным ребёнком на коленях, не в бальном платье, а с письмом, отличает этот портрет от многих и многих других. Портрет содержателен и по сюжету, и по воплощению – не приторная слащавость, а одухотворенность, внутреннее благородство и внешняя притягательность.
«Портрет графини де Серес» кисти Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрен находится в собрании картин Музея искусств Толидо – крупнейшем художественном музее в Толидо, штат Огайо (США). Музею искусств Толидо принадлежит значимое собрание картин европейских и американских художников XIX-XX вв. В собрании музея более 30000 экспонатов.
Закрываем страничку, посвященную творчеству Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрен, и…
Продолжение следует
Е. Серебренникова, методист МВЦ
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.