Александр II был очень красив. Злоязычный маркиз де Кюстин написал: "Вот воплощение принца! Вот воплощение государя! Какие манеры!"
Но двор отнесся к новому императору более критически. Некая фрейлина писала : " У него не хватает главного. Царственности".
Дело в том, что понятие "царственность" немного разное на западе и у нас. Там внешность, манеры. А у нас очень важен взгляд. Вот у отца, Николая 1, был царственный взгляд, от которого трепетали, которого боялись.
В интимной обстановке двор, конечно же, признавал, что он хорош. Но когда Александр пытался напялить на себя маску царственности, всем становилось немного смешно. И он раздражался, кричал. А , так как он немного картавил, при крике эта картавость становилась невыносимой. Глаза у него были немного навыкате, за что в детстве от сверстников он получил кличку "баран", а тут они просто лезли из орбит.
К профессии государя Александра II готовили великие люди. Великий Сперанский учил его законам, а воспитателем был великий поэт Жуковский.
Жуковский, Василий Андреевич, объяснил Александру, пожалуй, основы консерватизма. Он говорил, что революция - это не что иное, как потребовать, чтобы в понедельник была, к примеру, среда, а в среду потребовать, чтобы был понедельник. Николая I, отца Александра, следившего за воспитанием сына, немного смущало, что тот часто плакал. Николай относил это к влиянию сентиментального Жуковского.
Но это не было обыкновенной слезливостью. Это была черта уходящего поколения исполинов. КАК плакал исполин Потемкин. Когда Екатерина II читала свой наказ уложенной комиссии, все рыдали. Рыдали от умиления, от восхищения, от чувствительности. Это была исчезнувшая чувствительность галантного века.
После окончания воспитания, обучения, было положено путешествие. И вот наследник едет по империи, осматривая свои будущие владения и пишет трогательные письма отцу, в которых все описывает и отчитывается. Ну а потом будет путешествие за границу. Дело в том, что наш красавец был очень влюбчив.С отрочества двор фиксировал его бесконечные влюбленности. Когда Александра увидел Бисмарк, он сказал: "Он все время влюблен, он постоянно влюблен. Возможно, от этого он так доброжелателен". И была довольно серьезная влюбленность во фрейлину, на которой Александр намерен был жениться. Поэтому фрейлину срочно выдали замуж, а наследника отправили за границу. Родители Александра II были великолепной парой. Это была такая хрестоматийная пара, все знали об их любви. Хотя отец, Николай I, был тоже очень пылок.
Сначала была Австрия. Особняк, дворец князя Меттерниха, одного из самых главных донжуанов Европы. Там Александр увидел целый цветник австрийских принцесс. Надо ли говорить, что был влюблен... Потом Италия. Небо Италии. Там наследник понял мечту Александра 1 - стать частным человеком. Впоследствии он скажет своему сыну: "Ты думаешь , что я здесь (на троне) по своей воле?".
Ну а далее Дармштадт. И там, в Гессен Дармштадтском герцогстве, во дворце, открылась дверь , и вошла она. Тонкая талия, восхитительные волосы, лазоревые глаза. Это была дочь Гессен Дармштадтского герцога. Ей было 15 лет. И Александр пишет отцу :"Она мне так понравилась с первого взгляда, что я хотел бы после Лондона вновь вернуться в Дармштадт". Но впереди еще был Лондон. Надо было сначала поехать туда, чтобы вернуться.
А в Лондоне, только что вступившая на престол королева Виктория, ей всего 19 лет, она не замужем и талия у нее тоже тонка, и волосы тоже прелестны. И когда Александр увидел эту девушку, а это будет великая королева, давшая название целой эпохе, Викторианской, он был потрясен, сражен наповал. Не только ее красотой, но и ее умом...
Продолжение следует.💥💥💥