"Обнаженная Валька", так шокировавшая Хрущева, авангардистские картины, ставшие вехами в истории русского искусства, умение делать фактуру картины светящейся, словно жемчуг и многое другое...
Вчера в Третьяковской галерее, в здании на Крымском валу, состоялся закрытый пресс-показ выставки замечательного русского авангардиста Роберта Фалька. Ее официальные даты проведения 16 января (в первый же день после ожидаемого снятия ограничений) – 23 мая 2021 года.
Пресс-служба музея -- гигантские молодцы, что придумали сделать пресс-показ сейчас, пока у журналистов еще есть силы шевелить лапками. В январе это явно бы не получилось, и открытие выставки в СМИ освещали бы хуже.
Ловите мой репортаж: "Обнаженная Валька", так шокировавшая Хрущева на легендарной выставке в "Манеже", авангардистские картины, ставшие вехами в истории русского искусства, умение делать фактуру картины светящейся, словно жемчуг и многое другое...
Выставка очень большая, занимает фактически полэтажа. На ней смогли представить все-все периоды творчества художника и, гуляя по залам, ты будто стареешь и грустнеешь вместе с ним.
Имя Фалька важно в нашей истории искусства по нескольким причинам: во-первых, он талантлив, во-вторых, он во многом стал легендой, символом всего отношения властей к подобному искусству ("не читал, но осуждаю", но только в живописи). Он прожил долго (1886 — 1958), успел пожить в Париже, испытал влияние многих направлений. И, наконец, в Советском Союзе как педагог воспитал много живописцев.
Хорошо, что собраны и хрестоматийные вещи, которые студент-искусствовед в страшных снах перед экзаменом видит (в основном они из ГТГ), а также много из региональных государственных музеев плюс из частных коллекций.
Портрет дамы из частной коллекции (1911). Фрагмент, картину разрезал сам автор.
Слева -- "Дама в красном" (1918). Такой легкий кубизм.
Справа -- мой любимый "Портрет Мидхата Рефатова" (1915). Перевел на турецкий язык "Войну и мир". расстрелян белогвардейцами в 1920 году.
"Красная мебель" (1920), еще одна знаковая картина. (Представьте ее как пандан "Ленину в Смольном" Бродского).
А вот начинается совсем другой период жизни, и манера резко меняется.
Слева автопортрет, справа "Портрет женщины с белой повязке" (1922-3), портрет третьей жены.
Его мазок становится такой особенный, узнаваемый, как будто он не пишет маслом, а лепит из светящегося пластилина. Фигуры кажутся объемными.
"Автопортрет в красной феске" (1957). Очень интересно разглядывать фактуру поверхности.
В январе обязательно спешите на выставку!
На ютубе экскурсия куратора
На сайте музея информация: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/robert-falk/
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.