Найти тему
Шакко: об искусстве

Третьяковка открыла выставку, несмотря на запреты

"Обнаженная Валька", так шокировавшая Хрущева, авангардистские картины, ставшие вехами в истории русского искусства, умение делать фактуру картины светящейся, словно жемчуг и многое другое...

Вчера в Третьяковской галерее, в здании на Крымском валу, состоялся закрытый пресс-показ выставки  замечательного русского авангардиста Роберта Фалька. Ее официальные даты проведения 16 января (в первый же день после ожидаемого снятия ограничений) – 23 мая 2021 года.

Пресс-служба музея -- гигантские молодцы, что придумали сделать пресс-показ сейчас, пока у журналистов еще есть силы шевелить лапками. В январе это явно бы не получилось, и открытие выставки в СМИ освещали бы хуже.

Ловите мой репортаж: "Обнаженная Валька", так шокировавшая Хрущева на легендарной выставке в "Манеже", авангардистские картины, ставшие вехами в истории русского искусства, умение делать фактуру картины светящейся, словно жемчуг и многое другое...

Вот эта легендарная обнаженная, ознаменовавная очередной натиск государства на независимую живопись. Ничего особенного, разве что ненавистников бодипозитива оскорбит.
Вот эта легендарная обнаженная, ознаменовавная очередной натиск государства на независимую живопись. Ничего особенного, разве что ненавистников бодипозитива оскорбит.

Выставка очень большая, занимает фактически полэтажа. На ней смогли представить все-все периоды творчества художника и, гуляя по залам, ты будто стареешь и грустнеешь вместе с ним.

Имя Фалька важно в нашей истории искусства по нескольким причинам: во-первых, он талантлив, во-вторых, он во многом стал легендой, символом всего отношения властей к подобному искусству ("не читал, но осуждаю", но только в живописи). Он прожил долго (1886 —  1958), успел пожить в Париже, испытал влияние многих направлений. И, наконец, в Советском Союзе как педагог воспитал много живописцев.

Хорошо, что собраны и хрестоматийные вещи, которые студент-искусствовед в страшных снах перед экзаменом видит (в основном они из ГТГ), а также много из региональных государственных музеев плюс из частных коллекций.

Портрет дамы из частной коллекции (1911). Фрагмент, картину разрезал сам автор.

-6

Слева -- "Дама в красном" (1918). Такой легкий кубизм.
Справа -- мой любимый "Портрет Мидхата Рефатова" (1915). Перевел на турецкий язык "Войну и мир". расстрелян белогвардейцами в 1920 году.

"Красная мебель" (1920), еще одна знаковая картина. (Представьте ее как пандан "Ленину в Смольном" Бродского).

-8

А вот начинается совсем другой период жизни, и манера резко меняется.
Слева автопортрет, справа "Портрет женщины с белой повязке" (1922-3), портрет третьей жены.

-9

Его мазок становится такой особенный, узнаваемый, как будто он не пишет маслом, а лепит из светящегося пластилина. Фигуры кажутся объемными.

"Автопортрет в красной феске" (1957). Очень интересно разглядывать фактуру поверхности.

-11

В январе обязательно спешите на выставку!

На ютубе экскурсия куратора

На сайте музея информация: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/robert-falk/

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.