Друзья, хорошая статья 1927 года о развитии советского производства фарфора вновь даёт актуальный исторический пример как жить. Фарфоровым заводам нужен харизматичный художественный руководитель, а не эффективный менеджер. Дайте дорогу художникам!
Советский фарфор // Строительство Москвы, 1927. – № 2. – С. 1–4.
В предыдущей нашей заметке, посвященной Московскому музею фарфора (см. „Строительство Москвы“ № 12, 1926 г.), мы уже говорили о том переломном моменте, который переживает в настоящее время русское фарфоровое производство.
Ещё более характерной в этом отношении была выставка советского фарфора, недавно закрывшаяся в Москве.
По сравнению с витринами советского фарфора в музее, выставка поражала богатством и разнообразием форм выставленных предметов, яркостью и пышностью их красок.
Такое впечатление создавалось, однако, не сразу – первое ощущение было весьма пёстрым и для эстетического глаза, быть может, не совсем приятным. В этом – отличие выставки от музея. Музей выделяет и показывает лучшее, выставка показывает – всё.
Отбора здесь нет. Здесь доминирует другой, отличный от музейного, – производственно-показательный принцип.
Работа по отбору на выставке затруднительна, но, пожалуй, в этом затруднении и заключался самый благоприятный момент её, позволявший оценить фарфоровое производство в его целом.
Что оно дает и что может дать? Движется вперёд или отстаёт? Как работают отдельные заводы сами по себе и по сравнению с другими?
Надо сказать, однако, что оценка эта не может быть одинаковой для всех, представленных на выставке, заводов.
Если выставка и говорила о серьёзном сдвиге в нашем фарфоровом деле, то это, главным образом, благодаря тому, что здесь богато был представлен ленинградский государственный фарфоровый завод. Он идёт вперёд, он создаёт новые формы, кладёт новые краски, вкладывает новое содержание в эти хрупкие, нежные чашки, вазы, блюда и статуэтки, выходящие из рук его мастеров и рабочих.
За ленинградским заводом идут и остальные. Очень близок ему новгородский завод. Другие заводы ещё слабы, хотя и в их работах отмечаются проблески оживления, охватившего фарфоровое производство.
Но печатью художественного вкуса отмечены непосредственно в пооктябрьский период – главным образом вещи ленинградского завода. В 1918 году руководство художественной стороной дела на этом заводе принимает на себя талантливый художник Сергей Чехонин, тонкий и искусный график.
К октябрю 1918 г. по рисунку Чехонина завод выполняет большое блюдо с гербом РСФСР, украшенным цветами, яркое и красивое. За этим блюдом следуют и другие работы такого же типа, блюда с агитационными надписями, портретами вождей и т. д.
Однако, теперь, сравнивая их с вещами позднейшего периода, видишь как далеко ленинградский завод ушёл уже и от них, насколько изысканнее, тоньше, художественнее его работы последних лет.
В своей статье, посвященной советскому фарфору (в сборнике „Советский Фарфор“ Моск. Худож. Изд-ва), А. В. Луначарский рассказывает, как посетивший ленинградский завод М. И. Калинин сказал его рабочим чудесную речь.
Он говорил, что весь рабочий класс и крестьянство поблагодарят рабочих фарфорового завода за то, что они сохранили им это изящное производство. Он говорил о том, что постепенно развивается вкус у наших трудящихся к изящной обстановке, что они потянутся и к фарфору, что они будут понимать, сколько радости может доставить становящейся всё более уютной квартире рабочей семьи – красивое фарфоровое произведение...
И, действительно, что могут доставить кроме радости, красивые, тонкие вещицы, носящие на себе печать творчества таких мастеров русского фарфора, как С. Чехонин и его сотрудники: Адамович, Кобылецкая, Щекотихина, сёстры Н. и Е. Данько, Кузнецов, Матвеев, О'Коннель и многие другие?
В пределах настоящей заметки трудно останавливаться на отдельных, выполняемых ими, предметах. Предлагаемые вниманию читателя снимки с некоторых из них дают возможность получить достаточно ясное о них представление. Снимки эти, к сожалению, главного впечатления, цветового, не дают.
Особое место среди изделий, главным образом, ленинградского завода, занимала на выставке скульптура из фарфора. Не только копии бисквитного фарфора с таких, например, вещей как „Похищение Европы“ В. Серова, или бюста А. С. Пушкина Паоло Трубецкого.
Наиболее заслуживающими внимание являются самостоятельные изделия завода, работы таких мастеров, как сёстры Данько, Матвеев и Кузнецов.
В этих изделиях отражается быт нашей революционной эпохи. Запечатлевается в фарфоре и „Матрос“, „Красногвардеец“ – оба уже оставшиеся в воспоминаниях о первых днях революции; гончар, огородница рабочая парочка, – в праздничный день устроившая пикник на травке; косарь, цыганка, – предсказывающая судьбу городской франтихе...
В отличие от старых поповских и гарднеровских фигурок, все эти вещи носят отпечаток большого художественного вкуса и грамотности.
Они очень красивы, но они, всё ещё, и очень дороги, и не только рабочий, но и более зажиточный работник, служащий, приобрести их не может – они ему не по карману.
Ещё очень-очень нескоро все эти красивые вещи станут принадлежностью рабочей квартиры. Ещё очень дорого производство, высока себестоимость материалов, главным образом, английского каолина, идущего на наиболее тонкие изделия.
Руководители нашего фарфорового дела прекрасно сознают необходимость удешевления производства и принимают все возможные меры, чтобы этого добиться. В частности, начинает широко применяться наш русский каолин, почти не уступающий в качестве заграничному, вводятся новые удешевлённые способы раскраски.
Надо сказать, однако, что демонстрировавшиеся на выставке чашки с видами Кремля, исполненными при помощи нового, придуманного Чехониным, способа механического печатания на фарфоре, – серы и не так уж красивы. Дешевизна сильно отражается здесь на характере исполнения. Но это – только первые шаги, только начало. Делаются попытки усовершенствования этого способа, введения многокрасочного печатания и т. д.
Центром выставки были большие сервизы, исполненные ленинградским заводом по заказу Наркоминдела. Они очень интересны и по формам, и по раскраске. Особенно выделялся кофейный прибор с рисунками Чехонина на темы из „Руслан и Людмилы“.
Среди остальных экспонатов выделялись, как уже было отмечено, изделия трёх новгородских заводов.
В значительной степени это так же объясняется наличием художественного руководства, в последнее время осуществляемого тем же С. В. Чехониным и М. М. Адамовичем.
Заводы подтягиваются и выпускаемые ими вещи всё больше и больше приближаются, по своему исполнению, к уровню изделий ленинградских.
Заводы Тверской, Дулёвский, Дмитровский, не имеющие такого руководства, во много раз слабее. Прежние безвкусица и грубость исполнения у них преобладают, но – и тут наблюдаются сдвиги. И эти заводы невольно тянутся за удачливыми собратами и, по крайней мере, попытки сделать лучше наблюдаются уже в их работе.
Конечно, попытка эта будет слаба до тех пор, пока и здесь не будет поставлен вопрос о надлежащем художественном руководстве.
В заключение необходимо упомянуть также и о нашем техническом фарфоре, которому в нашем производстве принадлежит 85% всей продукции.
Ленинградский завод и в этом отношении занимает первое место – не только среди наших заводов, но и европейских. Его техническим фарфором обслуживается свыше 200 важнейших государственных учреждений нашего Союза, в том числе все высшие учебные заведения, научные институты, промышленные организации и т. д.
Выставочные витрины технического фарфора тоже заслуживали глубочайшего внимания, но – уже внимания специального.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ячсастлив