Найти тему

Впечатлительный ребенок

Оглавление

Не преуменьшайте чувства ребенка, но хвалите за стойкость.

Для большинства взрослых мелкие неприятности - это просто часть жизни, досадная, но неизбежная и едва ли важная. Но для многих детей неприятные переживания могут быть очень значимыми и в некоторых случаях могут привести к серьезным проблемам, стрессу и неврологическим заболеваниям.

Мы не можем защитить наших детей от нехороших впечатлений, но мы можем помочь им создать жизнестойкость и уверенность, которые им необходимы, чтобы справиться с этим здоровым образом.
Мы не можем защитить наших детей от нехороших впечатлений, но мы можем помочь им создать жизнестойкость и уверенность, которые им необходимы, чтобы справиться с этим здоровым образом.

Модель поведения

Дети обращаются к родителям за подсказками о том, как управлять сложными эмоциями, такими как смущение, например. Мы помогаем детям приобрести здоровые эмоциональные привычки, и первым шагом является рассмотрение того, как мы справляемся с подобными ситуациями в нашей собственной жизни.

Взглянув на то, как Вы справляетесь с неприятными переживаниями дома, Вы сможете показать пример здорового поведения для вашего ребенка.

Не зацикливайтесь

Если вы склонны зацикливаться на ошибках, которые вы совершили, скорее всего, Ваш ребенок сделает то же самое.

Сохраняйте спокойствие

Если Вы теряете хладнокровие, когда происходит неловкая ситуация, или реагируете, сердясь или расстраиваясь, вы посылаете своему ребенку сообщение о том, что это важное дело. Практически вы передает паттерн реакции на случившееся.

Никаких передразниваний

Дети случайно делают или говорят некоторые очень смешные вещи, но важно не высмеивать их ошибки. Если небольшие промахи воспринимаются с насмешкой, дети могут начать ассоциировать даже незначительные оплошности с чувством стыда и унижения. Передразнивание — даже если оно кажется нежным - может очень глубоко ранить ребенка, особенно если он уже чувствует себя сколько-нибудь неуверенно.

Отнеситесь к смущению вашего ребенка серьезно

Если ваш ребенок смущен, важно не отмахиваться от его чувств, даже если ситуация, которая их вызвала, не кажется вам большой проблемой.
Если ваш ребенок смущен, важно не отмахиваться от его чувств, даже если ситуация, которая их вызвала, не кажется вам большой проблемой.

Нет никакого критерия для смущения. То, что кажется Вам незначительным, например, неправильный ответ на уроке, для Вашего ребенка может оказаться стрессогенным фактором.

Не слишком остро реагируйте

Если Ваш ребенок приходит домой расстроенным, ему не нужно, чтобы Вы тоже расстраивались или сердились вместе с ним. ("Это ужасно!” "Этим ребятам должно быть стыдно за то, что они смеются!”) И не думайте, что он хочет или нуждается в том, чтобы вы что-то с этим сделали. Когда застенчивый ребенок беспокоится о том, что родитель слишком остро реагирует или усугубляет неловкую ситуацию, он, скорее всего, не захочет делиться своими чувствами в следующий раз.

Хвалите положительные навыки

Если Ваш ребенок разделяет с Вами неловкую ситуацию, позаботьтесь о том, чтобы подтвердить его чувства, но не зацикливайтесь на них. Вместо этого хвалите положительные навыки. Если он допустил ошибку во время выполнения какого-то задания, похвалите его за то, что он сосредоточился и довёл дело до конца. Рефрейминг негативного опыта поможет вашему ребенку выявить здоровые реакции и практиковать их, развивая то, что мы называем метакогнитивными навыками. Вы можете сказать: "Мне жаль, что это случилось сегодня. Я знаю, что это было неприятно, но я так горжусь тем, как ты справился с этим. Нужно быть очень мужественным, чтобы закончить начатое, не смотря на возникшие трудности!"

Создайте перспективу

Если Ваш ребенок упал на уроке физкультуры и другие дети засмеялись, ему может показаться, что все видели, все смеялись и никто никогда этого не забудет.

Конечно, Вы знаете, что это не так, но дети, особенно младшие, часто изо всех сил пытаются заглянуть за пределы своих собственных чувств, что может сделать неловкие ситуации похожими на новости на первой полосе. Дети могут быть эгоцентричными, поэтому, когда с Вашим ребенком происходит что-то неловкое, может показаться, что все думают об этом так же, как и он, хотя на самом деле большинство детей уже и не помнят об этом.

Научившись помещать свои чувства и переживания в контекст, вы поможете ребенку обрести перспективу и построить жизнестойкость.

  • Помогите ребенку принять метакогнитивный подход к своим чувствам, задавая открытые вопросы. Ваш ребенок не единственный, кто когда-либо падал на уроке физкультуры, поэтому Вы можете начать с вопроса, как он себя чувствовал, когда другие дети делали то же самое. Научившись помещать свой собственный опыт в контекст, Ваш ребенок может начать видеть неловкие ситуации с более позитивной стороны.
  • Обмен примерами из Вашей собственной жизни поможет нормализовать смущение. «На днях я уронила сумочку в магазине . Она практически разлетелась по всему полу. Все засмеялись, но потом несколько человек помогли поднять вещи».
  • Пусть ваш ребенок берет на себя инициативу. Иногда вопросы полезны, но могут быть моменты, когда ваш ребенок просто не хочет говорить об этом. Если ваш ребенок говорит: "Я не хочу об этом говорить" или кажется слишком расстроенным, не настаивайте. Смущение - это большое чувство, и иногда детям просто нужно пространство, чтобы остыть.

Помогая ребенку обрести перспективу, не преуменьшая его чувства, вы облегчите ему перенос прошлого негативного опыта — и дадите ему важный инструмент для развития самосознания в будущем.

Когда нужно вмешаться

Не проходите мимо, поймите причины, помогите ребенку с ней справиться.
Не проходите мимо, поймите причины, помогите ребенку с ней справиться.

Неловкие ситуации случаются со всеми время от времени, но если ваш ребенок регулярно приходит домой из школы расстроенным или имеет серьезные изменения в поведении или настроении, возможно, происходит что-то более серьезное.

  • К сожалению, дети могут поступать в коллективе очень жестоко. Над большинством детей в какой-то момент их жизни смеялись. Однако, если ваш ребенок регулярно сообщает о том, что его дразнят или унижают сверстники - особенно дети, которые больше, старше или более "популярны", — вполне возможно, что пришло время вмешаться.
  • Чувство некоторой подавленности или тревоги после неприятного инцидента является нормальным, но затяжные поведенческие изменения — недосыпание, плохой аппетит, чрезмерное беспокойство — тревожные "звоночки".
  • Если негативная реакция Вашего ребенка на что-то кажется несоразмерной ситуации, или он кажется неспособным преодолеть ее - разберитесь вместе, "проговорите" проблему.
  • Большинство детей, у которых был неприятный опыт, неохотно идут в класс или группу, где возникла проблема, но это должно быть временным явлением. Но постоянное избегание должно вызвать у Вас беспокойство.
  • Постоянно жалобы на боли перед школой или садом, тошнота - повод обратиться к специалисту, например, к психологу.

Уроки жизни

Естественно, что Вы хотите защитить своего ребенка от переживаний, которые причиняют ему боль или огорчение, но, в конце концов, лучший способ для Вашего ребенка построить навыки преодоления своего смущения или застенчивости через опыт со стороны поддержки, в роли которой часто бывают близкие люди.

-4

Смущение - это часть жизни. Заманчиво попытаться оградить наших детей от трудных вещей, но на самом деле научиться справляться с этими переживаниями здоровым способом - это навык, который будет хорошо служить вашему ребенку, когда он вырастет.

#тревожный ребенок

#скромный ребенок

#тревожные дети

#эмоциональный интеллект

#эмоциональные расстройства