В статье о Священном Предании я вам объяснил, что Библию могли правильно понимать только СВЯТЫЕ. Теперь мы узнаем что же вообще представляет из себя понятие святости в Христианстве. Но для начала прошу РАЗДЕЛЯТЬ некоторые понятия.... Под святыми в данном конкретном случае имеются ввиду ОТЦЫ ЦЕРКВИ, а не все подряд, которых канонизировали. Отцами Церкви являются такие как: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник и т.д.
Итак, начнём...
Значение слова “святой” — άγιος.
“Αγιος” значит отлученный, выделенный, посвященный (Богу, Лук. 2:23), священный, святой, чистый, непорочный. Когда говорится о Боге (Ин. 14:26; 17:11 и др.), слово святой (άγιος) означает всесовершеннейшую Его нравственную чистоту, постоянную и неизменную святость (свойство Божеской природы), безусловную непорочность. Члены Церкви небесной (Евр. 12:22-23) называются “святыми” (2 Фес. 1:10), потому что, вспомоществуемые благодатью Божиею, подвизались во время земной жизни подвигом добрым, сохранили веру (2 Тим. 4:7) и достигли совершенства. “Святыми” именуются члены Христовой Церкви земной (Деян. 9:13, 32, 41; Рим 1:7; 15:26; 1 Кор. 1:2 и др.) не потому, что они безгрешны (1 Ин. 1:8-10; Еккл. 7:20), а потому что выделены “из тьмы” (1 Пет. 2:9), освящены Духом Святым в таинствах крещения и миропомазания и призваны к достижению святости, непорочности (1 Пет. 1:15; 1 Фес. 4:3, 7). Святость Божия — идеал, к которому христианин постепенно приближается путем борьбы с грехом и путем нравственного совершенствования. Весь народ еврейский назывался “святым,” так как выделен был Господом из числа других народов и призван был к святости: “будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои” (Лев. 20:26). В смысле выделения, посвящения Богу, освящения явлениями Божиими слово “святой” присваивается храму (Пс 64:5), части скинии (Евр. 9:3), жертве (Лев. 23:20), одеждам и сосудам, употреблявшимся при богослужении. (Лев. 16:4; 3 Цар 8:4), праздникам (Лев. 23:7-8, 27), елею (Чис 35:25), воде (Чис 5:17), Иерусалиму (Мт. 4:5; 27:53), земле (Деян. 7:33), горе (2 Пет. 1:18), закону и заповеди (Рим 7:12) и др.
Учение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина († 435 г.) о том, что “святой” в приложении к человеку (но не к Богу) не значит безгрешный.
“Между святым и безгрешным большое различие. Ибо одно — быть кому-нибудь святым (т.е. посвященным богопочтению, так как это имя, по свидетельству Священного Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням), а другое — быть без греха, что приличествует Богу. Священное Писание ясно свидетельствует, что праведные и святые мужи несвободны от вины, говоря: семь раз в день падает праведник и встает (Прит 24:16). Ибо что значит падать, как не грешить? Хотя и говорится, что семь раз падает, однако ж называется праведным, и праведности его не препятствует падение по немощи человеческой; поэтому большое различие между падением праведного человека и грешника... Семь родов падений (по неведению, забвению, помыслами, праздным словом, по внезапному увлечению, по тесноте обстоятельств, по немощи плоти), которым святой, хотя и иногда подвергается, однако ж не перестает быть праведным. Хотя падения кажутся легкими и малыми, однако ж делают то, что он не может быть безгрешным. Ибо имеет, в чем ежедневно каяться, и должен просить прощения и постоянно молиться о своих грехах, говоря: “прости нам долги наши...” (Мт. 6:12). Итак, если эта молитва пροизносится святыми, то кто может найтись столь упрямый, предубежденный, столь напыщенный гордостью диавольского неистовства, чтобы утверждать, что он — без греха, считать себя не только выше апостолов, но и Самого Спасителя обличать как бы в неведении и суетности, как будто Он не знал, что некоторые могут быть свободны от грехов, или напрасно учил тех, о ком знал, что они не имеют нужды во врачевстве этой молитвы? Потому премудрый Экклезиаст, обозревая умом все действия и занятия человеческие, без всякого исключения произносит: “Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы” (Еккл. 7:20); т.е. на этой земле нет никакого столь святого, столь рачительного, столь внимательного, кто бы мог постоянно прилепляться к истинному и единственному благу (Богу), сознавая, что он и при ежедневном отвлечении от Него не грешит. Впрочем, если кто и сознается, что он не может быть свободным от греха, однако ж это не препятствует ему быть праведным... У него более чистый взгляд, и большее он замечает; неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов, и рачительная ревность к добродетелям умножает стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен тою степенью совершенства, до какой преуспел; и чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, тем более находит причин к смирению, нежели к возношению; и чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему все больше есть куда стремиться.Отличный из апостолов произнес: “если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Ин. 1:8). Итак, если говорим. что мы не имеем греха, этим самим доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим вернее испытать, возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, кто распял плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24) и кто, хотя из сердца своего не только с корнем истребил все страсти, но старается устранить даже и память о грехах и помышления и, однако ж, ежедневно исповедует, что и на один час но остается без греха?”
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ, СВЯТЫХ МОЩЕЙ И Т,Д,
1. Почитание святых
Иоанн 9:31
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
То есть, Писание говорит, что Бог слушает только того, кто творит волю Бога, воля Бога есть наша СВЯТОСТЬ (будьте святы, потому что Я Свят Господь Бог ваш). Следовательно, почитающий святого, почитает и Самого Бога!
Иоанн 14:12,21-23
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду…
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Иисус говорит, что тот кто творит волю Бога, удостоится ВСЕЛЕНИЯ в него Божественной благодати (обители). А обитель Бога только там, где есть СВЯТОСТЬ.
Ибо как говорится в книге "премудрости Соломона" (не каноническая книга):1:4. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет
обитать в теле, порабощенном греху,
1:5. ибо святый Дух премудрости удалится от
лукавства и уклонится от неразумных умствований,
Следовательно, Бог не будет создавать обитель в грешном человеке.
4Царств 2:15
15 И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли,
Тут тоже видно, как даже в Ветхозаветное время люди КЛАНЯЛИСЬ до земли святым людям, при этом это не считалось идолопоклонством (как сейчас считают, когда мы кланяемся святым). Но поклон, нужно РАЗЛИЧАТЬ от "поклонения". Поклон означает физическое сгибание тела в знак ПОЧТЕНИЯ. А поклонение - это уже боле глубокий смысл имеет и подразумевает СЛУЖЕНИЕ как некому БОЖЕСТВУ. Так вот, ни одного из святых мы не считаем божеством и не служим ему!
Деяния 5:14-15
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
В данном отрывке видно, как святость человека проявляется даже в ФИЗИЧЕСКИХ свойствах, даже от тени Петра люди исцелялись
Евреям 6:12
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Тут Апостол Павел призывает нас ПОДРАЖАТЬ тем, кто верою достиг обетования (а именно святым)
2. Можно ли обращаться к святым за их ходатайством за нас пред Богом?
Луки 5:18-20
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского
Сначала Он врачует болезни души, сказав: оставляются тебе грехи твои, - чтобы мы знали, что многие болезни рождаются от грехов; потом исцеляет и немощь тела, видя веру принесших. Ибо Он часто по вере одних спасает других.
Мой комментарий. Отсюда мы видим, что Иисус исцелил больного ПО ВЕРЕ ЕГО ДРУЗЕЙ, тем самым нам даётся понять, что участь наших близких в том числе и в наших руках, в частности когда Православная Церковь призывает политься за кого-то. И уж если Иисус помиловал больного по вере простых грешных людей, то КОЛЬМИ ПАЧЕ Бог может помиловать нас, по вере и молитве СВЯТЫХ, которые уж гораздо ближе к Богу, чем эти друзья больного! А следовательно, мы не зря молимся святым за то чтобы они ходатайствовали за нас Богу.
Луки 7:2-10
2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
И тут мы видим тоже самое, что и в случае с больным на постели. По вере одного человека, исцеляется ДРУГОЙ
2Петра 1:13-16
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
кр Здесь вообще интересный случай. Апостол Пётр говорит, что даже ПОСЛЕ СМЕРТИ (отшествия) будет напоминать христианам об христианских истинах. То есть, Пётр и после смерти будет В СОЗНАНИИ и способности ДЕЙСТВОВАТЬ . Это к вопросу о том, что некоторые отрицают посмертную возможность души мыслить и действовать и вообще отрицают душу как некую субстанцию. Если души нет, то как Пётр может это делать после смерти? А если Пётр может делать что-то и после смерти, значит и после смерти мы можем ПРОСИТЬ Петра о помощи! (то есть молиться ему)
4Царств 13:21
21 И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
Ну тут показано, Святой дух, обитающий в душе святого человека, очень часто освящает и саму МАТЕРИЮ (тело) человека и даже после смерти человека. благодать Святого Духа остаётся даже в мёртвом теле
Некоторые могут возразить, что мол в Ветхом Завете нет ни одного упоминания о том, чтобы кто-то молился святым.... На это есть рациональный ответ.... Всё дело в том, что после грехопадения Адама и Евы, путь в рай был ЗАКРЫТ!
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.(Быт.3:24)
И начиная от Адама и до Самого Христа, НИКТО (никто!) не мог попасть в рай! Даже великие праведники (Моисей, Авраам и т.д.)! Путь в рай людям открыл только Христос, когда СПУСТИЛСЯ В АД и ВЫВЕЛ души людей из ада
Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,(1Пет.3:18-19)
А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
(Еф.4:9)
Следовательно, НЕ БЫЛО НИКАКОГО СМЫСЛА молиться святым, так как они не находились в раю, а значит и не могли повлиять на нашу жизнь никаким образом. Но всё изменилось с приходом Христа, когда души людей оказались рядом с Богом и уже беспрепятственно могут с Ним общаться, а значит и доносить свои молитвы О НАС перед Богом
Но в Ветхом завете есть некий намёк на то, что Бог принимает молитвы святых гораздо лучше, чем молитвы обычных людей, и уж тем более молитвы закоренелых грешников
Например возьмём отрывок из книги Бытие, там где говорится о том, как Авраам притворился "братом" Сарры и когда царь Авимелех чуть не взял её себе в жену. Бог повелевает Авимелеху НЕ САМОМУ помолиться о прощении, а сделать это ПОСРЕДСТВОМ Авраама
теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.
(Быт.20:7)
Вот ещё один пример, когда Бог принимает молитвы НЕ НАПРЯМУЮ, а именно через посредство праведного человека. Тут уже история о праведном Иове, который много пострадал, но так и не дерзнул упрекнуть Бога за такие страдания. Поэтому Бог повелевает друзьям Иова, которые НЕПРАВИЛЬНО всё поняли, пойти и принести жертву, после чего НЕ ОТ НИХ, а именно от Иова Бог примет молитву и помилует друзей Иова
Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
(Иов.42:8)
Вот точно так же и мы православные, не считая себя достойными напрямую о чём-то просить Бога, просим святых о помощи, чтобы хотя бы их святыми молитвами Бог нас помиловал.... Естественно это не отменяет совсем прямой непосредственной молитвы к Богу от нас самих. Но посредничество (ходатайство) святых, это ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, от которой только глупец откажется
Ну и напоследок про так называемое "посредничество" и "ходатайство" от святых.... Многие протестанты напрочь отвергают саму даже такую формулировку по отношению к кому-либо кроме Самого Христа. Ведь Именно Его Библия называет ХОДАТАЕМ И ПОСРЕДНИКОМ! Всё верно! Иисус ходатай и Посредник! НО! Так как Иисус не просто Человек, но и БОГ (одновременно), следовательно и между Самим Христом_Богом могут быть тоже посредники от нас в Христу. Звучит запутанно, но это так и есть, я уже привёл выше примеры как святые становились посредниками в молитвах за кого-то!
Думаю я разрешил большинство вопросов на эту тему. Если нет, пишите комментарии, постараюсь ответить всем))
ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ И ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК)