Сергей Юльевич Витте-русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов , председатель Комитета министров, председатель совета министров.
С. Витте родился 29 июня в 1849 году, в Тифлисе.
Витте выходец из остзейских дворян, его предками являлись датчане. Он из не очень богатой семьи. Отец, Юлий Фёдорович Витте, чиновник, в закавказье. Мать - Екатерина Андреевна Фадеева, дочь сараторского губернатора Фадеева.
Биография:
Первые 16 лет жизни С. Ю. Витте прошли в Тифлисе, затем он вместе с братом Борисом перебрались в Одессу, и оба поступили в Одесский Новороссийский университет. С. Витте учился на физико-математическом факультете, после окончания которого он получил степень кандидата.
С 1 мая 1870 он начал стажировку в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог в Одессе. 1 июля 1871 года Витте был зачислен на государственную службу. Дворянин, работавший на железной дороге, что в то время являлось само по себе странным явлением. Из воспоминаний С.Ю. Витте: он работал даже кочегаром, знал где гудок и паровоза, как им рулить и прочее. Он прошел все ступени, которые можно пройти на железной дороге. Он работал на Юго-западной железной дороге, малоперспективное направлении в то время. Но, все же, ему повезло быть замеченным императором Александром III, который в то время активно использовал железнодорожный транспорт.
И эта судьбоносная встреча состоялась в Житомире, куда с визитом прибыл император. По одной из версии, С. Витте во время рукопожатия предупредил Александра III о том, что нельзя на высокой скорости ездить по путям. Вы можете "перевернуться и сломать себе шею". И действительно поезд с императором сошел с рельс и перевернулся. Александр III и его семья остался в живых. Император вспомнил о предупреждении С. Витте и назначил его министром путей сообщения (с 1889 г.) , а затем и министром финансов ( с 1892г.).
Реформы:
1. Монополизация вино-водочной промышленности:
Монополия не на производство, а на контроль. После чего 24% бюджета нашей страны получало прибыль именно от водки. Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета. Вплоть до Леонида Ильича Брежнева, к сожалению, Горбачев отменил монополизацию. После чего деньги из бюджета исчезли.
2. Реформа железнодорожного транспорта:
Он полностью приватизировал отрасль. Благодаря ему было запущено и завершено строительство Транссибирской магистрали, 14,5 тыс. км от Урала до Владивостока. Построив железную дорогу, Российская империя стала осваивать Сибирь.
В период деятельности Витте на железнодорожном транспорте в пассажирских поездах впервые появились металлические подстаканники, сохранившие свою форму по настоящее время.
3. Введение золотого стандарта:
С этого времени бумажные деньги заменили на золотые. Ни о какой инфляции, когда появились золотые деньги, речи быть не могло. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза.
Семейная жизнь. Последние годы Витте:
Витте женился на Марии Ивановне Лисаневич, урождённой Матильде Исааковне Нурок. Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке не приветствовалась. В результате отношения Витте с высшим светом ещё более ухудшились.
Своих детей не имел. Умер 28 февраля 1915 года в Петрограде от менингита.