Писатель или филолог? Именно такой вопрос задал Иван Ургант Евгению Водолазкину, автору бестселлеров «Лавр» и «Авиатор», которого пригласили в студию Первого канала по случаю выхода новой книги прозаика «Оправдание Острова». Признаться, чтобы ответить на этот вопрос, Евгению Германовичу потребовалось чуть больше времени для размышлений, чем на все остальные не менее каверзные вопросы телеведущего. Но все же из уст Водолазкина прозвучало слово «писатель». Автор сравнил литературу с любовницей, которая в итоге становится женой. «А наука — это кто-то вроде обслуги», — шутит филолог.
На самом деле, творчество писателя неразрывно связано с исследованием: слова, истории или времени. Например, новый роман — не что иное, как игра со временем. Эта тема вообще свойственна для большинства произведений Водолазкина. Но в «Оправдании Острова» время становится едва ли не протагонистом.
Несмотря на то, что автор погружает читателей в столь привычный и излюбленный антураж Средневековья, мы не оказываемся в конкретной временной эпохе. Перед нами, скорее, безвременье. И именно этот трюк позволяет писателю говорить с читателем о дне сегодняшнем. И художественный вымысел нисколько не мешает разглядеть четкие и узнаваемые контуры нашей реальности.
Этот роман нельзя рассматривать как исторический, ведь в нем удивительным образом сочетаются реальные исторические события с теми, которых и быть не могло. Мы можем только угадывать некоторые фигуры. Например, регент Юстин по описанию напоминает императора Юстиниана, а образ его жены Гликерии будто бы списан с императрицы Феодоры.
Нельзя не отметить структуру романа, которая продумана так, чтобы вновь подчеркнуть тему времени. Одна часть произведения представляет собой хронику жизни на воображаемом Острове. Его нет на карте, но в его существование охотно верится. О нем нельзя прочитать в учебнике по истории, но происходящие там события будто бы уже где-то случались. Другая половина романа написана в виде комментариев к летописи, написанных Их Светлейшими Высочествами Парфением и Ксенией. Они являются одновременно и средневековыми князьями, и персонажами, живущими вне времени. Таким образом, автор предлагает читателям разный взгляд на одни и те же события. Причем если для персонажей хроники все произошедшее представляется целой эпохой, то для князей, чья жизнь протекает то в прекрасных дворцах, то в убогих коммуналках, это лишь пазл, элемент. А раз так, соответственно, и время в разных частях произведение течет с разной скоростью.
Перекличка двух этих структурных элементов задает определенный ритм всему нарративу. Динамика сменяется статикой, целостность — фрагментарностью, изменчивость — повторяемостью. Так о чем же этот роман? Если коротко, — о времени. Но еще и об истории и фальсификации данных. Жители Острова стали свидетелями разных событий: революций, кровавых репрессий, заморских вторжений, изобретения трамвая... И всегда находились те, кто видел все происходящее по своему и хотел зафиксировать момент так, как он ему представлялся. А потому летописцы днями сочиняли хвалебные оды власть имущим, в ночами описывали весь ужас происходящего.
Читайте и слушайте «Оправдание Острова» в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!