В эпоху первоначального накопления капитала довелось мне довольно часто ездить по трассе М-4. Сейчас это почти повсеместно шикарный автобан, а в те годы жалкая двухполоска, проезд по которой являлся серьезным испытанием. Но сегодня не о трудностях, а о курьезах.
Если двигаться от Воронежа в сторону Ростова, километров через 50 проезжаешь перекресток, обозначенный знаками "Каширское"на белом фоне . Деревни там и близко нет, зато всегда стояла машина ГИБДД, мимо которой ни одна фура не проезжала не остановившись. Так вот если свернуть с трассы на этом перекрестке, то, меньше чем через 40 км, можно добраться до ничем непримечательного до недавнего времени городка Нововоронеж.
Считается, что городок этот вырос из села Новая Аленовка, с которым связана красивая легенда. Когда-то давным-давно некая барышня лет тридцати, откликающаяся на имя Аленка, привела из Лебедяни толпу соотечественников, показала на ручей, протекающий по этой местности и велела им здесь селиться. Какую лучшую долю искали люди, променяв тамбовские леса на воронежские степи, непонятно.
Посмотрели селяне вокруг, почесали репу, да и принялись возводить на берегу ручья поселение, а пока они занимались домостроем, налетел злой разбойник Кудеяр и зачем-то убил Аленку. Переселенцы, заметив такое злодеяние, оторвались от своих построек, похоронили барышню, почесали репы, назвали и ручей и село Аленовкой и продолжили градостроение.
Через 250 лет после этих драматических событий собрались ветераны Нововоронежа и решили увековечить основание своего города установкой скульптуры, изображающей ту самую Аленку. Нашли художника и организацию, готовую взяться за воплощение, дали миллион рублей и стали готовиться к открытию памятника.
Торжественное открытие монумента состоялось при большом стечении народа 18 декабря. Некоторая заминка возникла после того, как сорвали покров, скрывающий будущую гордость Нововоронежа. Открывшаяся картина шокировала зрителей. Но последующие напутственные речи и особенно спич некоего Бориса Смольянинова разрядили ненадолго обстановку.
– Алёнка для нашего города – это наш челендж, наш старт-ап, наш бренд, наш хайп, пиар, оберег, визитная карточка города. И как сегодня говорят молодые – наш лук – то бишь образ, – считает Борис.
Но не все разделяют его радость. Для кого-то Аленка больше напоминает «памятник жертвам COVID-19», кто-то видит в бронзовых глазах статуи отблески постапокалипсиса. Другие отмечают, что для города у атомной станции памятник вполне подходящий. Нужно признать, что Аленка не совсем удалась, вернее удалась, но не как образ первой переселенки и основательницы, а, действительно, как всадник апокалипсиса, только пеший и с корзинкой грехов.
– Мне кажется, это дело вкуса, ведь многие люди стыдятся народного искусства, говорят, что это дурной вкус, это китч. Эта скульптура, она является в какой-то степени отражением нашего времени, – сказал автор проекта Александр Шилин.
Металлическая скульптура оказалась несколько другой, чем её изначально представлял художник. Черты лица должны были быть мягче. Затем, естественно, он пожаловался на нехватку средств для полноценного воплощения своего замысла и недобросовестность подрядчика, изготавливающего скульптуру.
Короче, хайпанули на полную. Два дня население городского поселения приходило в себя, писало в соцсетях, тупо жаловалось в Администрацию, грозило дойти до Путина. Наконец собралась рабочая группа, которая и замутила все это веселье, и, цитирую: рекомендовала совету ветеранов продать данный арт-объект, выставить на аукцион.
И вот на третий день после торжественного открытия монумент был неторжественно демонтирован и увезен в неизвестном направлении. Жители вздохнули с облегчением, не понимая, что лишили свой город мировой известности и упустили шанс стать столицей семейного туризма. Ведь более пугающего образа для непослушных детей, чем воплощенный в Аленке, трудно придумать.
Лучше всего по поводу несостоявшегося памятника высказался Александр Невзоров, как обычно, в нескольких словах сформулировав весь лейтмотив сего арт-объекта:
"Это первый настоящий памятник путинской эпохе. Мы видим чокнутую тетку, в которой сконцентрировано время. Мы видим тетку, которая только что проголосовала за поправки к Конституции, тетку, которая отдала сына в армию, и его убили на Донбассе, а последние 2 тысячи она отнесла попу, чтобы сына помянули. У нее нет канализации. Она никогда не увидит Парижа, Елисейских полей или каналов Венеции. Ее иногда, между делом потрахивает пьяный электрик, уходит, не прощаясь, забыв у нее в бюстгальтере пассатижи наверняка. Но она счастлива, и это видно по ее лицу. Она счастлива, потому что комплекс С-400, потому что Крымнаш. И ее дикость, и уродство – это и есть лицо времени."
Можно соглашаться или нет со столь жестким суждением, но образ Аленки действительно получился очень ярким и соответствующим сегодняшней парадигме всеобщей деградации и дилетантизма. Именно так и должен выглядеть памятник эпохе, частью которой мы в силу тех или иных причин являемся, эпохе, герои которой мы с Вами.