В литературной среде есть огромное количество примеров, когда книга выходила в свет только благодаря упорству своего автора. Здесь вам и «Лолита» Набокова, которую из-за щекотливости выбранной темы называли «абсолютно тошнотворной» и «мерзкой». И известный всему миру Гарри Поттер, увидевший свет по чистой случайности. А «Повелитель Мух» Уильяма Голдинга, впоследствии признанный одним из величайших романов современности получал отказ от издателей двадцать один раз.
Но что, если я скажу вам, что 21 провальная попытка публикации – это чистый пустяк в сравнении с рекордсменом книги Гиннеса?. Ведь для того, что бы добиться выхода своего главного труда – «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» Роберту Пирсингу потребовалась 121 попытка!
121 раз писатель получал отказ, прежде чем издательство Ульяма Морроу согласилось напечатать его произведение. (Вот уж кто действительно познал дзэн).
Уинстон Черчилль однажды сказал:
«Никогда не сдавайтесь – никогда, никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу. Никогда не поддавайтесь силе, никогда не поддавайтесь очевидно превосходящей мощи вашего противника».
И эта цитата лучше всего характеризует Роберта Пирсинга, упорству которого позавидуют многие дзэн-буддисты.
А что же по итогу? Ну, кроме абсолютного рекорда Гиннеса, книга получила заслуженную славу, стала бестселлером и продалась 4-ёх миллионным тиражом.
«Эта книга очень может быть весьма важной – даже великой – полной озарений в отношении наших самых запутанных современных дилемм» - отзывался о ней журналист «The New York Times».
И это очень разумное высказывание. Потому что главный смысл произведения Пирсинга строится на размышлениях о «качестве» (истинной эстетике вещей) проявленных в простых житейских делах.
«Если хочешь что-то поторопить, значит, тебе больше нет до этого дела, и ты хочешь перейти к чему-то другому».
Пирсинг призывает использовать «медитацию» в любом деле, даже самом пустячном. Потому что, кроме физических навыков, в уходе за своим мотоциклом не менее важно и намерение. А любое действие прочно взаимосвязано с состоянием ума.
«Я собираюсь сказать, что машина не реагирует на твою личность, но она «реагирует» на твою личность. Просто реагирует она на твою подлинную личность – ту, что поистине чувствует, мыслит и действует, а не на ложные, раздутые образы личности, которые выдумывает эго. Из ложных образов воздух выходит так быстро и окончательно, что хочешь, не хочешь, а вскоре обломаешься, если строил сметку на эго, а не на «качестве».
И преимущественно из таких философских афоризмов книга и состоит.
«Дзен и искусство ухода за мотоциклом» - это отличный пример художественной философии. Не обременённая чрезмерной сложностью книга легко читается и понимается. Будучи обличённой в художественную фабулу она воспринимается как жизненная история мудреца, путешествующего со своим сыном и друзьями из одного американского города в другой. К тому же в книге раскрывается тема трудности взаимоотношений между отцами и детьми. Главный герой – это в первую очередь родитель, который пытается найти общий язык со своим сыном и обучить его способности «качества».
«Дзен и искусство ухода за мотоциклом» - это книга о путешествии. Не только по американским трассам, но и в глубины себя. Пронизанная дорожной романтикой она подойдёт не только любителям дорожной литературы, но и тем, кто любит книги для самосовершенствования. Это произведение, после которого остаётся приятное ощущения погружения в пучину мирских мудростей.
«Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» - это книга, которая поможет вам познать искусство созерцания (Дзэн) и увидеть мир как великий путь Дао.