Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия
Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»
Триумф «страны фараонов»
В начале 650 г. до н. э., незадолго до падения Вавилона и подавления мятежа Шамаш-шум-укина, в сражении при Мангиси, недалеко от города Дер была разгромлена эламская армия. Это поражение послужило поводом для мятежа Таммариту, который лишил родного брата трона и затем казнил его вместе со всей семьёй. Некоторые обнаруженные современными археологами документы дают возможность предположить, что в смене эламского царя участвовали ассирийские спецслужбы. Этот мятеж-переворот стал первым в целой череде подобных замен правящих царей, которые на протяжении десяти лет сотрясали Элам. Таммариту, для начала, снова объединил Элам, разделенный на части после поражения в войне 653 г. до н.э. После совершения этого во всех отношениях достойного деяния он вдруг вообразил себя великим завоевателем и начал подготовку к войне с Ассирией.
На что он надеялся – не известно, но можно предположить, что Ассирия была настолько «непопулярна» в Эламе, что по-другому Таммариту просто не усидел бы на золоченом царском «насесте». Новый царь Элама даже провел довольно грамотную пропагандистскую компанию, во время которой восхвалял своего безвременно павшего в борьбе с Ассирией дядю - Те-Уммана (Темпти-Хумпан-Иншушинака). Он особенно напирал на героическую гибель эламского царя во время битвы на реке Улай в сентябре 653 г. до н.э. и возмущался жестокостью ассирийцев, погубивших эламского «героя»: «Разве полагается убивать царя Элама в его собственной стране, в присутствии его войска». За какой надобность этот самый «герой» первым напал на провинцию «Вавилония», принадлежащую многократно сильнейшей Ассирии, в пропагандистских выступлениях не уточнялось.
Весной 649 г. до н. э. Элам снова вступил в войну с Ассирией, а его войско вторглось на территорию Средней Вавилонии. Трудно сказать, как происходили бы дальнейшие события в случае продолжения войны, но в Эламе опять произошла смена власти. На этот раз мятеж устроил один из высокопоставленных эламских аристократов – Индабигаш. «Политическая платформа» мятежников нам неизвестна, но, похоже то, что война с Ассирией это особо изощренный способ самоубийства, было ясно довольно многим, что бы там не говорили местные «ура-патриоты». После воцарения Индабигаша боевые действия прекратились, так толком и не начавшись, Ашшурбанапал заключил мир с Эламом. Правда, Индабигаш, чтобы не вступать в прямой конфликт с «патриотами», принимал в Эламе беглых мятежников из Вавилонии, но до поры ассирийцы это терпели.
«Разжалованный» эламский царь Таммариту успел бежать, но на этом его удача закончилась. Не известно, куда направлялся беглец в компании своих родственников и прихлебателей, однако непредсказуемые морские дороги занесли его на юг Вавилонии в Приморье, туда, где правил ассирийский наместник Бэл-ибни. Неудачливые беглецы утратили судно, посадив его на мель, и долго скитались в лабиринте проток и болот на лодке. В конце концов, погибающие от голода и лишений «путешественники» были захвачены местными и оказались при дворе Бэл-ибни, который поспешил отправить их в Ниневию к Ашшурбанапалу.
Анналы Ашшурбанапала сообщают нам: «Таммариту, его братья, его семья, семя дома его отца, вместе с 85 князьями, своими сторонниками, бежали от Индабигаша. Нагишом на своих утробах они приползли и явились в Ниневию. Таммариту облобызал ноги моей царственности и подмел землю своей бородой. Он занял место у колеса моей колесницы, зачислил себя для исполнения рабской службы мне. По велению бога Ашшура и богини Иштар, он умолял мое величество свершить его суд, оказать ему помощь. Он стоял передо мной и славил доблесть моих могучих богов, которые пришли мне на помощь. Я, Ашшурбанипал, широкое сердце, не помнящий зла, прощающий грехи, оказал милость Таммариту и поместил его самого вместе с семенем дома его отца в моем дворце». В руках ассирийцев снова оказался хоть и свергнутый с престола, но вполне законный царь Элама, что было в текущей ситуации весьма кстати.
Отношения Ассирии и Элама, нормализовавшиеся было после воцарения Индабигаша, стали снова стремительно обостряться, на этот раз по инициативе ассирийского царя. В течение 648 г. до н. э. Ассирия полностью восстановила свой контроль над Вавилонией, а осенью того же года был взят штурмом Вавилон и мятеж Шамаш-шум-укина был полностью подавлен. Теперь Ашшурбанапал мог нацелить освободившуюся армию на новую цель, благо находилась она по соседству. Тон дипломатической переписки со стороны Ассирии радикально поменялся и стал откровенно требовательным. Великий царь Ассирии заговорил угрожающе: «Так как ты не посылаешь обратно этих людей, то я приду разрушить твои города. Я уведу твой народ из Суз, Мадалу и Хидалу. Я свергну тебя с твоего царского престола и возведу другого на твой престол. Зло, которое боги наслали на Теуммана, я обращу на тебя». Обстоятельства изменились, и теперь Ашшурбанапал требовал выдачи бежавших из Вавилонии мятежников, особенно одного из них.
Набу-бэл-шумате был потомком древнего рода, который длительное время возглавлял халдейское племя Бит-Якин. Несколько раз его предкам удавалось утвердить свое седалище на троне царей Вавилона. Его дед Мардук-апла-идин II в 722 году до н. э. целых двенадцать лет удерживал за собой звание вавилонского царя, отбиваясь от Саргона II. Сам Набу-бэл-шумате первоначально был обласкан Ашшурбанапалом и стал его наместником в Стране Моря (Приморье), но с началом мятежа Шамаш-шум-укина примкнул к восставшим и возглавил борьбу халдейских племен с Ассирией. При этом в плену оказался целый отряд ассирийских воинов, находившихся в подчинении Шамаш-шум-укина как ассирийского наместника. После того, как ассирийские войска под командованием Бэл-ибни, еще одного халдея на ассирийской службе, разгромили ополчение халдейских княжеств и захватили резиденцию вождя повстанцев на острове Дильмун, Набу-бэл-шумате сбежал в Элам. Некоторое время он совершал налеты на ассирийские войска с территории этого государства но, в конце концов, Бэл-ибни смог полностью разгромить местное сопротивление, и рейды халдейских «террористов» прекратились. Удирая в Элам, халдейский князь прихватил с собой и ассирийских пленных, которые оказались в эламской темнице.
После прихода к власти Индабигаша, ассирийский царь потребовал освободить пленников и выдать прочих беглецов. Ассирийские воины, захваченные в своё время Набу-бел-шумате, получили свободу, но не все они захотели возвращаться на родину. Эмигрантов же из Вавилонии Индабигаш возвращать не захотел, и тогда Ашшурбанапал написал вышеприведённое письмо. В качестве курьера ассирийский царь отправил на родину эламского посла, однако тот не успел передать это послание своему господину. Не известно, что случилось, не то ассирийская разведка поторопилась, не то оно само так вышло, но произошел очередной переворот, и Индабигаш был убит. В 647 г. до н.э. на эламский престол вступил Хумбан-Халташ III, на требование Ашшурбанапала о выдаче мятежников он ответил отказом. Ассирийский царь повторил свое требование и дополнил его «настоятельной рекомендацией» возвратить статую богини Инанны, некогда захваченную эламитами как военный трофей в городе Урук. Хумбан-Халташ снова ответил отказом.
В месяце симану (май — июнь) 646 г. до н. э. Ассирия объявила Эламу войну, и сразу две имперские армии атаковали несчастное царство. Правитель Приморья туртан Бел-ибни, захватив по пути шесть городов в юго-западной части Элама, подошел к столице Элама Сузы, одновременно вторая группа ассирийских войск двинулась от ассирийского приграничного города Дер к столице эламской провинции Аншан городу Мадакту (сейчас Даррех Шахр), где в это время находился царь Хумбан-Халташ. Дорогу ассирийцам преграждал хорошо укрепленный город Бит-Имби, оборону которого возглавил зять Умманигаша — Имбаппи. Но крепости ассирийские вояки брать умели, и вскоре Бит-Имби сменил хозяина, а Имбаппи оказался в плену. Узнав о падении этой твердыни, Хумбан-Халташ покинул Мадакту и укрылся в горах.
На освободившийся трон тут же «присел» некий Умбахабуа, о котором толком ничего не известно. Очередной царь Элама выбрал своей резиденцией город Бапилу, но при первых слухах о приближении ассирийского войска бежал в неизвестном направлении. Царем Элама стал Таммариту, приехавший в обозе туртана Бел-ибни, ассирийцы дали неудачнику второй шанс и надеялись, что у Элама некоторое время будет послушный их воле правитель. Но не тут то было! Еще не успев утвердиться на троне, Таммариту устраивает нечто вроде антиассирийского восстания. Логику его действий я понять не могу, единственное объяснение- это затмевающая разум ненависть по отношению к ассирийцам. Вроде бы его слова, сохраненные ассирийскими «летописцами», это подтверждают: «Во что превратились люди Элама? Ассирийцы приходят и захватывают добычу». Но как Ашшурбанапал мог посадить такого субъекта на трон? Может быть специально, чтобы спровоцировать дальнейшую войну и полный разгром Элама?
Ассирийске войска развернулись на полпути и вернулись в Элам. На этот раз страну громили и грабили долго и обстоятельно. Были разрушены двадцать девять эламских городов, причем ассирийцы выбирали наиболее важнейшие военные и политические центры страны. Это были, как правило, либо города-крепости - Дур-Ундаси, Дур-Ундасима, Дур-Амиани, Хаману, либо собственность эламских царей, «царские города» - Мадакту, Сузы, Бупилу, Тубу. Особенно жестоко ассирийцы поступили со столицей Элама - городом Сузы, по приказу Ашшурбанапала поздней осенью 646 г. до н.э. его разрушили до основания. «На обратном марше (от Аншана) я завоевал Сузы — великий священный город, местопребывание богов моих врагов. Я вошел в их дворцы и пребывал там, в полном удовольствии … Я раскрыл их сокровищницы, в которых было нагромождено серебро и золото, богатства и драгоценности, собранные прежними царями Элама, включая последнего, к которым до меня не удалось дотронуться ни одному завоевателю».
В Сузах ассирийцы кроме всего прочего захватили больше тридцати скульптур эламских царей, выполненных из золота, серебра, меди и богато украшенных. В Ассирию также были вывезены восемнадцать статуй эламских богов, а в Урук вернулось изображение богини Инанны, ставшее одним из поводов войны. «…Я разрушил зиккурат Сузы. Я разбил его сияющие медные рога. Я превратил храмы Элама в ничто; их богов и богинь Я развел по ветру. Гробницы их древних и недавних королей я опустошил, я выставил на солнце и унес их кости в землю Ашур. Я опустошил провинции Элам и посеял на их землях соль …вдобавок всю обстановку дворцов, предметы, на которых сидел и лежал царь; посуду, из которой он ел, умывался и натирался мазями; роскошные колесницы для выезда и боевые колесницы, украшенные золотом и электроном, лошадей и мулов с золотыми и серебряными уздечками — все это я увез в Ассирию».
«Во время похода, длившегося 55 дней, я превратил страну в пустыню. Поля я посыпал солью и засеял чертополохом. Дочерей и жен царей Элама из старых и новых династий, правителей городов, главных военачальников и младших военачальников, включая обслуживающий персонал, всех жителей - безразлично, мужчин или женщин, взрослых или детей; коней, мулов, ослов, крупный и мелкий рогатый скот, превосходящий по количеству рой саранчи, - все это я увез в. Ассирию в качестве добычи». Захваченные в плен эламиты были переселены в Палестину и другие захолустья империи. Хумбан-Халташ спустился с гор, в которых он прятался от ассирийцев, и вновь пришел к власти в разорённом Эламе. Царя Таммариту, столь неудачно подставившего свой народ под ассирийские мечи, ассирийцы забрали с собой и удерживали в Ниневии как пленника.
В антиассирийскую коалицию, созданную Шамаш-шум-укином, входило множество различных государств, но создается впечатление, что Элам Ашшурбанапал «выделил» особо. Много лет подряд, не спеша, с наслаждением, ассирийцы будут методично уничтожать это небольшое государство, которое посмело бросить вызов великой восточной империи. Однако не были забыты и другие союзники Шамаш-шум-укина. Где-то, под защитой аравийской пустыни, еще существовали небольшие арабские государства некогда объявившие войну Ассирии. Они даже совершали набеги на подвластные Ассирии средиземноморские земли. Там же, на берегах Средиземного моря, воспрянувшие духом египтяне, осаждали принадлежавший Ассирии город Ашдод. Теперь пришло время напомнить им, что Империя ничего не забывает и никогда не прощает.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«Государство Элам» Вальтер Хинц
«История древней Ассирии» Садаев Д.Ч.
«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.
"История Мидии" И.М. Дьяконов
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский
Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия
Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»
Триумф «страны фараонов»