Найти тему
Kinomania.ru

Рецензия на фильм «Сноуден»

Эдвард Сноуден (Джозеф Гордон-Левитт)
Эдвард Сноуден (Джозеф Гордон-Левитт)

Формально американец Эдвард Сноуден уже три года проживает в России. Впрочем, сам Сноуден утверждает, что такая информация не вполне верна: по словам Эдварда, местом его обитания является Интернет. Теперь же бывший сотрудник ЦРУ, в июне 2013-го буквально взорвавший информационное пространство сливом данных о глобальной слежке, благодаря режиссеру Оливеру Стоуну поселился еще и на больших экранах.

В начале лета 2013-го Сноуден (
Джозеф Гордон-Левитт) организует встречу с режиссером-документалистом Лорой Пойтрас (Мелисса Лео) и журналистом Гленном Гринфальдом (Закари Куинто) в отеле Mira в Гонконге. Эдвард обещает передать им некую засекреченную информацию, от которой зависит его жизнь. Затем фильм прыгает на годы назад и рассказывает зрителям о том, как не закончивший колледж молодой человек получил работу в ЦРУ, каким образом в руках Сноудена оказались те самые данные и почему он, патриот США, решился на шаг, сделавший его предателем в глазах государства. Стоун также уделяет пристальное внимание отношениям Сноудена с его девушкой, фотографом Линдси Миллз (звезда франшизы «Дивергент» Шейлин Вудли); согласно версии, изложенной в фильме, именно она и подтолкнула довольно консервативного Эдварда на либеральную тропу, причем на первом же свидании.

Создатели различных байопиков часто сталкиваются с одной и той же проблемой: масштаб их героев даже не приближается к значимости прототипов. Добираясь до экранов, политики, рок-музыканты, ученые и прочие крупные фигуры будто бы съеживаются и выцветают. Удачный пример из недавних — разве что прошлогодний «
Стив Джобс» Дэнни Бойла, где выдающегося персонажа играл не менее выдающийся Майкл Фассбендер. Впрочем, лента Бойла не являлась байопиком в традиционном понимании.

Сноуден в исполнении Гордона-Левитта — это тоже удача. Как обычно, этот актер ныряет в роль с достойной уважения решимостью. Джозеф регулярно говорит о намерении бросить актерскую карьеру — после «
Сноудена» хочется, чтобы это его желание никогда не осуществилось. Не будучи сильно похожим на Эдварда внешне, Джозеф настолько погружается в своего героя, что буквально срастается с ним. Не удивлюсь, если через пару лет люди, размышляющие о Сноудене, на самом деле будут вспоминать жесты и мимику Гордона-Левитта. Экранный Эдвард — живой человек, за два часа проделывающий огромный путь (в первую очередь — на ментальном уровне, но и в географическом смысле тоже: работодатели отправляли Сноудена то в Женеву, то на Гавайи). Разумеется, некоторые сделанные им повороты выглядят придуманными, но ведь глупо ругать авторов биографического художественного фильма за попытки добавить драматизма.

Стоуна, напротив, хочется поругать за нежелание выходить за рамки. «Сноуден» — фильм простой и даже прямолинейный как с точки зрения структуры, так и посыла. Все идеологически важные вещи Стоун проговаривает дидактическим тоном и по несколько раз, чтобы до зрителя наверняка дошло. Создатель фильма о человеке, пошедшем на колоссальный риск, сам будто бы боится рисковать, не хочет, чтобы кто-то что-то не расслышал или, упаси бог, понял неправильно. «Сноуден» — в каком-то смысле удивительная картина: добротная и занимательная, но оставляющая зрителя размышлять над тем, что было бы, если бы ее поставил другой режиссер. Например, тот же Бойл.

#кино #рецензия #джозеф гордон-левитт #оливер стоун #шейлин вудли #сноуден