Найти тему

Я и психоанализ. Часть 1

Имя Фрейда знает, наверное, каждый образованный человек. Для многих оно стало нарицательным. Однако, в обычной районной советской школе на окраине Москвы не было места психологии. По крайней мере, до 10 класса я никогда не слышала, что есть профессия, одна из задач которой помочь людям, например, в гармонизации и сотрудничестве сознательного и бессознательного (как стремился в своей аналитической терапии К.Юнг). Если честно, про бессознательное я никогда сама не задумывалась, хотя сейчас читаешь книги и кажется, как все просто: это же элементарно, что в нас есть то, что неосознается, а выдающиеся мыслители веками думали, размышляли, обсуждали (Лейбниц, Иоганн Фридрих Гербарт, Эдуард фон Гартман, Карл-Густав Карус), прежде чем Фрейд превратил это в концепцию. А вот то, как появилось мое сознательное, я прекрасно помню: когда мне было года 4-5, в один момент я вдруг резко поняла, что я живая, я существую на этом свете, и что я это я - от этой мысли мне стало очень радостно (я даже помню, что стояла в этот момент у стола и смотрела в окно). А еще мне всегда было интересно наблюдать за людьми и за собой. Интересно было, почему люди ведут себя именно так, а не иначе. И еще, почему иногда я себя веду так, как мне совсем не нравится, но я все равно так делаю. Я следила за потоком своих мыслей, как поднимаются изнутри чувства (в детстве часто было непонятно, что с ними делать), и мне было интересно, как мыслят, думают, чувствуют другие люди. Когда я заговаривала об этом с окружающими, меня частенько спрашивали: «Зачем ты вообще об этом думаешь?». В общении с родными, сверстниками и учителями я редко находила общее этому своему интересу, зато в литературе писатели только и делали, что объясняли поведение и внутренний мир своих героев. Моя бабушка, а потом мама собирали хорошую библиотеку, и в 90-е годы в ней появился двухтомник Фрейда. Видя, что все домашние читают что-то новенькое, я тоже открыла и ... ничего не поняла. Конечно, не помню, какое произведение Фрейда мне тогда попалось, но и сейчас некоторые тексты основоположника психоанализа воспринимаю с трудом. Уже учась в психолого-педагогической магистратуре, я увлеклась чтением произведений Фрейда после того, как преподаватель пыталась объяснить нам концепцию позитивного развития с точки зрения периодизации возрастного развития по Фрейду (в магистратуре я изучала психологическое благополучие), и даже подумывала заняться психоанализом всерьез.