В Москве всегда с большим вниманием относились к чистоте улиц. Столица России с древности была более благоустроенным городом, чем ее европейские коллеги, что отмечали многие путешественники и историки. Но не всегда на ее улицах было так чисто, как сегодня.
Первая техника для уборки улиц появилась из-за пыли - в тёплое время года именно она была главной проблемой Москвы. Пыль поднималась в воздух от каждого экипажа и доставляла большие неудобства пешеходам. Для борьбы с ней в 1887 году создали «поливную команду». Это были повозки с бочками на 40 ведер воды, запряжённые лошадьми, которыми управляли поливальщики. Это оказалось не лучшим решением, так как телега передвигалась очень медленно и мешала движению остального транспорта. Да и эффекта почти не было. К тому же москвичи часто жаловались, что поливальщики специально неожиданно включали краны, чтобы окатить их водой, но всегда делали вид, будто все произошло случайно. Ко всему прочему, прогресс не стоял на месте: количество транспорта на улицах заметно увеличивалось и бочек было уже недостаточно.
В 1893 году от пыли пытались избавиться с помощью пожарных рукавов, которые присоединялись к пожарным кранам - их в центре Москвы было довольно много. Однако рукава занимали всю улицу и мешали даже пешеходам. К тому же напор воды часто был таким сильным, что удержать рукав было невозможно. К 1906 году технологию несколько усовершенствовали. На Тверской улице между Бульварным и Садовым кольцом разместили 24 поливочных крана. Но массового распространения новинка не получила. Оказалось, что всё это слишком дорого. К тому же, возникли проблемы с водопроводом - он в Москве тех лет был далеко не везде.
Снег же во второй половине 19 века и в начале 20-го с улиц Москвы почти не убирали. Всё потому, что его требовалось вывозить за город, а это было довольно дорого. Зачастую в конце 19 века снег свозили на Красную площадь и там же растапливали. Вонь стояла жуткая, потому что в те годы снег был с примесями навоза и нечистот.
Начало 20 века стало сложным периодом для города: из-за революции коммунальное хозяйство было фактически уничтожено, как и вся инфраструктура.
Первая уборочная техника
В 10-е годы 20 века к уборке улиц приступили уже системно. В 1912 году провели опыт: на переделанный грузовик поставили цистерну объемом 400 ведер с аппаратом-разбрызгивателем немецкого производства. Эксперимент оказался удачным: автомобиль не затруднял уличное движение, а благодаря регулировке разбрызгивающего аппарата стало возможно расширять струю воды для широких улиц, сужать для узких и даже поливать прилегающие территории. Основным преимуществом стала возможность одновременной поливки улиц в разных направлениях.
В 1913 году Московская городская управа подготовила доклад, в котором проанализировала все возможные способы уборки городских улиц. Хотя самым дешевым из них по-прежнему оставалась поливка улиц из конных бочек, отмечалось, что такой подход уже не соответствует интересам благоустройства. В том же году управа предложила думе закупить за границей три автомобиля-цистерны на 30 тысяч рублей (по 10 тысяч рублей каждая). Они работали даже во время Первой мировой войны.
В 1915 году сильно взлетели цены на дрова и извоз. Московской управе пришлось спешно пересмотреть правила и порядок проведения очистительных работ. Было разрешено использовать для таяния снега крупные водосточные трубы, несущие достаточное количество тёплой воды. Очерёдность была установлена следующая: сначала свозился снег с муниципальной очистки, потом - с трамвайных путей и в последнюю очередь к люкам допускались горожане. Плата за использование водосточных труб не взималась. Кроме того, можно было сбрасывать снег в реки Москву и Яузу в тех местах, куда водосточные трубы сливали тёплые воды и лед не закрывал воду. Если же снег сбрасывали на лед, то сугробы за несколько дней достигали перил набережной.
К концу 1920-х годов в уборке города происходит технологический прорыв: увеличивается количество поливомоечных машин, автотранспорта для ремонта городского хозяйства. В Управлении благоустройства Москвы создается подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА. Его оборудовали широкой задней и двумя боковыми щетками. Они обеспечивали достаточно широкую полосу уборки. Однако машины оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми. В 1938-м их заменил ПУ-5.
В годы Великой Отечественной войны большая часть техники была на фронте, а оставшаяся в городе работала на нужды военного времени. Например, часть троллейбусов была переоборудована для доставки дров в жилые дома.
В 1945-1946 годах на основе ПУ-5 собрали 20 известных «подметалок» ПУ-7, способных убирать до 20 тысяч кубометров загрязнений в час.
В 1945 году был разработан и поливочный автомобиль ПМ-6 с цистерной на 3 тысячи литров воды, пожарным насосом центрального расположения и тремя передними соплами-насадками.
С 1950-х годов на улицах появился снегоуборщик, который московские дворники ласково прозвали «Золотые ручки» из-за характерных загребающих движений. В передней части погрузчика располагалась лопата. Во время движения она подрезала снег заострённой передней кромкой, а две лапы на вращающихся дисках поочерёдно захватывали снег, подавая его в жёлоб транспортёра, который перемещал снег вверх и сбрасывал в кузов грузовика.
В 1956 году начались работы по созданию первого специального подметально-уборочного автомобиля на базе грузовика ГАЗ-51. Рабочее оснащение серийной «подметалки» ПУ-20 размещалось в кузове и состояло из двух плоских боковых щёток и одной основной задней. Для борьбы с пылью был предусмотрен водяной насос с баком на 1000 литров воды, которую под давлением подавали на подбамперные форсунки.
В 60-е появилась круглогодичная подметально-уборочная машина ПУ-53 на усиленном самосвальном шасси ГАЗ-53-02. К её новинкам относились гидравлическая система управления рабочими органами, модернизированный винтовой транспортёр и два сменных контейнера-мусоросборника вместо одного бункера.
В 1966 году на заводе «Дормаш» начался выпуск первых советских вакуумных подметально-уборочных машин ВПМ-53 на базе ГАЗ-53А. У них цилиндрическая щётка переместилась вперед под кабину водителя и направляла сор на лотковые щётки, которые забрасывали его во всасывающий рукав заборного сварного сопла пневматической системы. Затем мусор попадал в вакуумный бункер-циклон, создававшийся вентилятором высокого давления. Для разгрузки цельнометаллический кузов опрокидывался назад.
Другую обширную группу уборочной техники составляли довольно простые «поливалки», созданные на базе серийных грузовиков и предназначенные для полива и мойки дорожных покрытий с помощью мощных плоских веерообразных водяных струй.
С появлением грузовиков ЗИЛ-130 на их основе разные предприятия собирали поливочно-моечные машины ПМ-130. В зависимости от погодных условий под рамой автомобилей монтировали различные щётки с приводом от базового шасси. Благодаря шарнирному креплению сопла устанавливались под любым углом, а водитель из кабины мог регулировать направление и силу струи.
А в 1970-х годах на улицы выходят вот такие поливочно-моечные и снегоуборочные машины. Их жёлтые и оранжевые баки надолго стали символом московского коммунального хозяйства.
Масштабная механизация пришла в 2000-е годы с появлением малогабаритной техники, которая облегчила уборку улиц в разное время года.
Современные методы
Сегодня для уборки столичных улиц ГБУ «Автомобильные дороги» использует самую современную технику: снегоочистители, поливальные автомобили, снегоплавилки, в том числе мобильные, и пылесосы. Автопарк насчитывает около 6500 единиц спецтехники.
Летом вакуумная техника прометает улицы и моет проезжую часть. В жаркие периоды - при температурах 25 градусов и выше - поливомоечные машины орошают воздух. Струи воды направляются вверх, охлаждая таким образом не только дорожное полотно, но и воздух, который нагревается от асфальта. Зимой дороги очищают, а снег утилизируют на снегоплавильных пунктах.
Сегодня в Москве подготовка техники к зиме проводится поэтапно и включает техническое обслуживание машин, замену технических жидкостей, плановый ремонт и «расконсервацию» снегопогрузчиков, роторных снегоочистителей, мобильных снегоплавильных установок. На всесезонную технику устанавливают навесное плужно-щеточное оборудование и распределители противогололедных материалов.
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить «лайк» и подписаться. Впереди много интересного.
Комплекс городского хозяйства Москвы в соцсетях:
Вконтакте
Инстаграм
Фейсбук
Твиттер