У коллективного разума есть преимущество перед индивидуальным – шире зона внимания. Недостаток – затруднена процедура отсечения альтернатив. Заседания часто превращаются в бесконечную говорильню.
У комитетов такие недостатки:
1.Люди сидящие в них, не заинтересованы кровно в положительном исходе принятого решения.
2. Обмен информации между членами плохо организован.
Комитеты эффективны тогда, когда члены комитета хорошо знакомы, между ними существует неформальный контакт, они заинтересованы найти эффективное оригинальное решение.
Например, когда это несколько акционеров ЗАО, которые знают друг друга 20 лет.
Большие комитеты прижились в СССР потому, что в них есть возможность уйти от ответственности (разделив её многими подписями).
На Западе реже прибегали к помощи комитетов, там чаще решали частные собственники, индивидуалисты.
В 60х годах XX века там появился метод «ДЕЛФИ». Метод заключается в том, что собирается группа экспертов, заранее не знакомых друг с другом. Вопрос формируется таким образом, чтобы эксперт дал количественный ответ. Например, какую прибыль можно ожидать.
Затем оценки собираются, информация перерабатывается. После чего отбираются эксперты, которые дали самую высокую и самую низкую оценки. Их просят письменно мотивировать свои решения. Эти крайние точки зрения ксерокопируют и раздают всем экспертам, и просят всех дать оценку этим крайним мнениям и, возможно,откорректировать свое мнение. Эту операцию повторяют несколько раз до тех пор, пока размах между оценками не приобретет приемлемый диапазон.
По замыслу создателей метод «ДЕЛФИ» должен был:
1.Повысить самостоятельность высказываний экспертов (Увы, не всегда достигалось).
2.Повысить ответственность за свои высказывания ( Тоже не всегда достигался). Поэтому в первоначальном виде метод «ДЕЛФИ» на сегодняшний день не применяется.
Из тех разновидностей, которые прижились, метод «Ватиканский Делфи» использовалсяся в Ватикане папой Римским –Иоанном Павлом II(Кароль Войтыла).
Суть метода: каждого эксперта, которыми являются кардиналы, просят высказать аргументы «за» и «против» по данному вопросу. Каждый выписывает аргументы, и указывает, к какому мнению он склоняется. Записки собираются, передаются папе, он читает, оценивает каждое мнение, не указывая автора, доводит их до общего сведения. Эта процедура повторяется несколько раз. После чего папа принимает единоличное решение.
Всех выслушал, всех уважил, всё учел, ответственность взял на себя.
Похожий метод – Фили (метод Кутузова). Выслушал всех, начиная с младших. Пресекал споры. Подумал и принял своё решение. По-простому, но очень действенно, если вы Кутузов.
********************************************************************
Один курьёзный случай с методом Делфи. В Германии некий психиатр взял отрывок (одну страничку из мало известного в ХХ веке труда Гегеля и разослал двенадцати психиатрам, чтобы те высказали своё мнение.
«Шизофрения» ответили все двенадцать, безо всяких колебаний. (Из журнала "Век ХХ и мир" 1988г)