«Камень, ножницы, бумага» — один из немногих латиноамериканских романов и, пожалуй, единственный роман для подростков, в котором действие происходит на фоне страшных и тревожных событий последней диктатуры Аргентины.
Мы уже рассказывали о нём тут, но вокруг этой книги не одна история. Просто невозможно было обо всём рассказать в одном посте.
Когда читаешь роман, поначалу кажется, что это история о взрослении, о дружбе и первой любви, о поисках своего места в этом мире. Но впечатление это обманчивое, ведь время действия выбрано неслучайно.
Перед тем, как читать эту книгу, стоит узнать, что...
24 марта 1976 года — день, когда в Аргентине закончилась демократия и случился государственный переворот. К власти пришли военные во главе с главнокомандующим армией генералом-лейтенантом Хорхе Рафаэлем Виделой. В одночасье страна оказалась под гнетом жесткого диктаторского режима.
Новый режим начался с радикального ограничения прав и свобод. Запретили свободный выезд за границу, в стране ввели военные трибуналы и смертную казнь с шестнадцати лет. Однако новая власть столкнулась с решительным сопротивлением со стороны части общества.
Особый интерес у хунты вызывала молодежь — инакомыслящая, свободолюбивая и жаждущая справедливости. Многие молодые люди состояли в политических организациях и принимали участие в протестных акциях. Военные считали, что с аргентинской молодежью церемониться не стоит.
Неповиновение подавляли с помощью тайных похищений и убийств противников.
Люди начали пропадать — и больше их никто никогда не видел. В течение восьми лет молодых людей похищали на улицах, в барах, кинотеатрах, забирали из квартир. Их подвергали пыткам в разбросанных по всей стране тайных тюрьмах, а затем убивали или выбрасывали в море с военных самолетов во время так называемых «полетов смерти»: узников под воздействием наркотических препаратов грузили в самолеты и сбрасывали, часто еще живыми, в Атлантику. О них не сообщали родным, их дела не попадали в суды, их тела почти никогда не находили — они просто исчезали.
Так режим сеял среди людей страх и избегал лишних вопросов: по мнению Виделы, если не было тела и признания факта убийства, не было и разговоров о том, кто убил человека и почему.
Самым жестоким и знаковым событием, связанным с похищениями, пытками и убийствами без суда и следствия аргентинскими военными, стала «Ночь карандашей». Десять подростков из города Ла-Плата устроили митинг, чтобы добиться возвращения льготы на студенческий проездной билет. В ночь с 16 на 17 сентября 1976 года за ними пришли. В дома ребят ворвались люди в армейской форме без знаков отличий. Их избивали на месте, набрасывали мешки на голову и увозили. Живыми вернулись только четверо, от шестерых не осталось даже тел.
Национальная комиссия по вопросам исчезнувших лиц (CONADEP), созданная после падения диктатуры аргентинских генералов, насчитала около 30 тысяч жертв «Процесса реорганизации». По статистике CONADEP, 42% «исчезнувших» были в возрасте от 16 до 25 лет.
Сотни детей выросли под другими именами и фамилиями, считая своими родителями тех, кто был виновниками смерти их отцов и матерей. Поиски пропавших ведутся до сих пор: люди, которые подозревают, что могли вырасти в чужой семье, делают анализ ДНК и в некоторых случаях находят родную семью даже спустя десятки лет.
Военная хунта пала в 1983 году. В стране прошли свободные выборы, и новый президент подписал указ о расследовании преступлений военной диктатуры. В 1985 году аргентинский суд приговорил Хорхе Виделу к пожизненному заключению за нарушения прав человека в годы его правления. Он умер в тюрьме в 2013 году.
24 марта — день переворота 1976 года — отмечается в Аргентине как Национальный день памяти правды и закона.
Инес Гарланд намеренно не делает акцента на диктатуре, показывая происходящее через восприятие героини, которая вначале ничего не замечает и не догадывается о творящихся в стране ужасах. И лишь к концу на главную героиню, а вместе с ней и на читателя обрушивается осознание случившегося и всех последствий. Эпилог же оставляет пищу для размышлений и желание узнать больше о судьбе героев, которые хоть и вымышленные, но легко соотносятся с реальными людьми, точно так же потерявшими своих близких.
На вопросы, оставшиеся после прочтения, хочется найти ответы, поэтому еще долго я досконально изучала тему «грязной войны» и военной хунты в Аргентине: читала исследования и статьи, смотрела документальные и художественные фильмы, интервью с участниками и свидетелями тех событий. Так появилась идея сделать в конце книги небольшую историческую справку о событиях того периода, чтобы дать ответы читателям, которые, как и я, захотят после прочтения разобраться в происходящем. В оригинальном издании этих примечаний нет: аргентинцы хорошо знают историю своей страны и помнят о военной диктатуре 1976-1983 годов.
И это всё - о романе Инес Гарланд "Камень, ножницы, бумага".
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал, мы будем рассказывать о наших новинках, о чтении и показывать всякие интересные штуки!