Строго говоря, адаптация – это приспособление. То есть, адаптирование ребенка – это некий процесс привыкания и видоизменения состояния малыша в новой обстановке на разных уровнях: физическом, психическом и эмоциональном.
Факторы, валяющие на процесс адаптации
Насколько сложной или простой будет перестройка, зависит от начальных возможностей ребенка. Этот процесс неизменно сопровождается переменой в поведенческих реакциях, в том числе расстройствами физического плана – ухудшение или потеря аппетита и сна.
Самая сложная адаптация именно на первоначальном этапе. В это время необходимо внимательно наблюдать за поведением и состоянием ребенка, потому что иначе это может привести к дезаптации – отрицательным и даже разрушительным изменениям его физического и психоэмоционального состояния.
Факторы, влияющие на процесс адаптации:
- возраст ребенка;
- физическое состояние, в том числе здоровья;
- уровень психоэмоционального развития;
- социализация (общение со сверстниками и взрослыми людьми);
- режим и поведение в домашних условиях;
- умение творчески мыслить и вовлекаться в игровой процесс.
Степени адаптации
Специалисты выделяют у ребенка легкую, среднюю и тяжелую степени адаптации в детском саду.
Первая является наиболее быстрой и комфортной степенью. Как правило, для адаптации ребенка достаточно всего лишь месяца, а на восстановления сна и аппетита уходит от недели до двух. Психологи фиксируют у таких детей спокойное или радостное психическое состояние. Такой ребенок с интересом изучает незнакомую обстановку, взаимодействует с окружающими его воспитателями и детьми.
В случае со второй степенью у ребенка наблюдается нестабильное состояние более продолжительный период. Восстановление обычных поведенческих реакций возможно в течение нескольких месяцев. В период такой адаптации ребенок раздражителен и на все реагирует отрицательно. Но при поддержке грамотного и опытного воспитателя постепенно привыкает к новой обстановке и начинает идти на контакт, проявлять заинтересованность и любознательность.
Тяжелая адаптация без должного внимания со стороны взрослых может привести к дезадаптации со всеми вытекающими негативными последствиями. Для ребенка в такой стадии присуще агрессивно-разрушительное поведение, отрицание какой-либо помощи и полное нежелание находится в подобной ситуации. Ребенок пытается воздействовать на окружающих криком, плачем, ревом, истерикой иногда допуская агрессивные действия. Позже эта поведенческая модель может смениться на пассивное подчинение.
Тяжелая форма адаптации может возникать в следующих случаях:
- формирование определенных привычек;
- отсутствие режима;
- неумение общаться с другими людьми;
- незнание, как занять себя;
- неимение базовых представлений о культурно-гигиенических навыках.
Адаптивные возможности ребенка по сравнению с взрослыми людьми ограничены. Резкие перемены в жизни, сопряженные с его помещение в иную социальную ситуацию, способны спровоцировать стрессовое состояние, которое может ухудшить развитие и привести к необратимым процессам в будущем. Поэтому важно прислушиваться и внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не допустить этого.
#воспитание детей #родители #