Всем хорошо известна песня «По диким степям Забайкалья», ставшая своего рода культурным маркером для жителей по ту сторону великого озера. Для восприятия забайкальцев песня носит негативный оттенок, вызывая неприязнь и досаду. Песня эта появилась предположительно за два десятилетия до начала XX века, преимущественно ее исполняли каторжане и прочие сидельцы из Европейской России, на что указывает отсутствие в тексте песни, традиционных для Забайкалья слов и речевых оборотов. Среди местной интеллигенции, крестьянства и казачества песня популярности не нашла, да и не могла найти. Для широкой публики песню открыл москвовед, поэт-песенник Иван Каземирович Кондратьев. По словам другого поэта – Ивана Алексеевича Белоусова, Кондратьев был типичным представителем тогдашней богемы. Другой поэт, Иван Евдокимов, с которым дружил Кондратьев, вспоминал: «Левитан почти ежедневно поднимался в мансарду Ивана Кузьмича Кондратьева. Возле двери стояла нераскупоренная, красноголовая сотка водки. Кто-то явился сюда с выпивкой и закуской, не застал хозяина и оставил свои пожитки. В конце второй недели замок сняли. Иван Кузьмич не удивился появлению Левитана и понял, кого тот искал.
- А Пуссен, плюс Шишкин, плюс Саврасов, - пошутил Кондратьев. - Маэстро разыскиваете? Тю-тю, не найти. Гуляки праздные, мы попили довольно - пятнадцать дней зарю встречали шумно… - Иван Кузьмич забыл стихи и выругался. - А, чёрт, какая стала скверная память! Впрочем, она мне и не нужна… Я могу читать по тетради…»
Считается, что именно Кондратьев записал общеизвестный вариант текста песни «По диким степям Забайкалья».
Сидельцы из Забайкалья разъезжались по всей империи разнося с собой песню, и свое застеночное, искаженное, уголовное восприятие сурового сибирского края. После революции песня начала распространяться повсеместно, позиционируясь, как русская народная. До революции песню исполняла, популярная певица Надежда Винникова. В 1940-е годы песню исполнял еврейский певец и ресторатор Петр Лещенко. В ХХ веке песню включали в свой репертуар многие исполнители, включая представителей зарубежной рок музыки (Польша) и отечественных шансонье. Пик популярности песни пришелся на середину 1940-х.
В 1946 году песню в СССР исполняла Прасковья Лейкина, более известная под именем Лидии Руслановой. Песня под названием "Бродяга" в народе превратилась в застольную.
Часто ее можно было услышать в Забайкалье во время гулянья.
На закате СССР песня прозвучала в фильме о судьбе и жизни проститутки «Интердевочка».
В восприятии некоторых людей, которые описывают песню, часто можно встретить неверную трактовку, что песня о Байкале, природе Забайкалья и тяжелой человеческой доле. На самом деле все проще, песня о «Бродягах» - беглых уголовниках из тюрем Российской империи, скитающихся по стране, не отступающих от своих уголовных принципов и порядков. То есть песня о деклассированном элементе. По идее песня должна отражать порядки , существовавшие в конце XIX века, начале ХХ века, но ее ассоциируют с Забайкальем в целом. Хотя те кто сидел в пенитенциарных учреждениях Забайкалья того времени, мало имели отношения к местности и народу проживавшему здесь.
Песня «По диким степям Забайкалья», тем ни менее продолжает жить, и память о ней остается в народе, в то время как подлинные образцы забайкальской песенной традиции, казачьей лирики практически полностью утрачены. Следы их еще можно найти за границей, среди потомков, бежавших от Советов казаков.
Примером может служить прекрасная песня о китайском походе «По диким пустыням Китая».
По диким пустыням Китая
С таской, наболевшей в груди,
По милым семьям изнывая,
Взводами идут казаки.
Подробнее о этой песни можно узнать из исследований Владимира Леонидовича Кляуса.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.