Найти в Дзене
Коллаж-город

Неожиданное волонтёрство или обратная сторона ПНИ

От проблем никто не застрахован, но когда у нас самих все гладко, то трудно понимать попавших в трудную ситуацию. Расскажу о том, как я стал «волонтёром» психоневрологического интерната...
Как я стал «волонтёром» культурной жизни психоневрологического интерната...
Как я стал «волонтёром» культурной жизни психоневрологического интерната...

От проблем никто не застрахован, но когда у нас самих все успешно и гладко, то трудно понимать попавших в трудную ситуацию. Этих людей считают неудачниками, слабаками. Возникает искушение смотреть на них сверху вниз. Иногда, конечно, помогают один или два раза, но потом предлагают самим решать свои проблемы, или, на худой конец, пусть государство поддерживает их на средства из налогов.

Но вот, одно неверное движение, и мы сами в растерянности оказываемся в непростом финансовом положении или возникают проблемы со здоровьем. Именно тогда мы обнаруживаем, что жизнь не всегда складывается по нашим планам, и не всё зависит только от нас. И вот, уже мы сами ищем поддержку окружающих, потому что поддержка государства оказывается не такой, как ожидали.

Я не буду вступать в полемику, так всё это или нет, потому что сам придерживаюсь другой позиции. Попробую проиллюстрировать свой взгляд через одну историю из своей жизни.

С детства я увлекаюсь рок-музыкой, сочиняю песни, исполняю их на любительском уровне, организую для молодёжи любительские концерты. Не так давно со мной связался знакомый музыкант Олег Косточкин, которого не видел лет тридцать. Оказалось, что сейчас он в психоневрологическом интернате. У нас завязалась переписка. Однажды он попросил помочь с организацией в ПНИ музыкального коллектива и закупкой концертного оборудования.

Честно скажу, сначала я не был уверен, что смогу быть полезен ему в этом. Но потом решил, что если найти какие-то точки соприкосновения, то может и получится. Я предложил ему: "Помоги мне с аранжировкой моих песен, а я помогу с организацией коллектива музыкантов, оказавшихся в ПНИ по стечению обстоятельств". К нам присоединился Павел Марказьян, тоже проживающий сейчас в этом интернате.

В интернате есть отдел по организации досуга проживающих, который участвует в нашем начинании.
В интернате есть отдел по организации досуга проживающих, который участвует в нашем начинании.
Олег раньше был профессиональным бас-гитаристом, играл в рок-группе "Радуга" с Александром Ивановым, затем в группе «Металлобол», записавшей студийный альбом «Отпечаток разума» (1985 г.), выступал с московской группой "Ра".
Павел играл с Жанной Агузаровой в "Браво" на клавишных — 1986 г., также записал свой сольный диск.

И вот, последние три года я езжу на репетиции и организую выступления, сначала в ПНИ № 5, а потом в ПНИ № 30, куда Олег перевёлся. У меня сложились тёплые отношения и с администрацией, и с обслуживающим персоналом, и с получателями социальных услуг, как здесь называют проживающих в интернате. Их около 1000 человек плюс более 500 работников. Честно скажу, что оба интерната произвели на меня приятное впечатление: чисто, аккуратно, везде порядок, качественный ремонт. Персонал - такие же люди, как все мы. Хотя, конечно, в такой работе человеческий фактор всегда присутствует, но, поверьте, все держится под контролем. Контингент пациентов разный, тут уж ничего не поделаешь. Есть с серьёзными нарушениями психики, но есть и те, кто просто не выдержал нервного потрясения или жизненного перенапряжения.

Так, неожиданно для себя, я стал «волонтёром» культурной жизни ПНИ. Записываем свои песни и композиции, выступаем с небольшими концертами для пациентов и персонала.

В некоторых отделениях есть люди, которые не могут часто выходить на улицу: лежачие больные, колясочники и т. д. Именно для таких пациентов наши концерты оказались очень важны. Принимают всегда тепло и радушно. Иногда в наших «гастролях» по этажам приходилось делать до четырёх концертов в день.

Сейчас в нашей стране ввели молодёжные волонтёрские книжки, которые добавляют баллы при поступлении в учебное заведение, помогают в карьерном росте. Моё отношение к этому очень настороженное. Такой подход возможен при организации социального бартера, например: ребята безвозмездно отрабатывают поездку на интересное мероприятие, которое сами не смогли бы оплатить. Но польза от таких «волонтёров» в сферах, где необходимо вложить душу, ничтожна, ведь как только волонтёрство им станет «не выгодным», они сразу исчезнут. В серьёзных некоммерческих организациях подобных добровольцев даже близко не подпускают к своим подопечным, потому что понимают, что последствия могут быть непоправимыми.

Системный подход к добровольчеству и организация волонтёрского движения может скатиться к «имитации кипучей деятельности», что сейчас часто и происходит. Но это не значит, что не надо вкладывать своё бескорыстное участие в решение проблем общества. Добровольчество на личном уровне улучшает социальную атмосферу, снижает уровень депрессии и агрессии окружающих нас людей, дарит духовный и эмоциональных подъём. Поэтому я призываю всех неравнодушных — найдите своё доброе дело и включитесь в него.
Оно того стоит!

Геннадий Саблин