Согласно советской пропаганде, идеальному коммунистическому обществу будущего нужен был человек новой формации. Одной из его обязательных черт считался атеизм.
В царской России приобщение к православию шло как через семью, так и через образование. Уроки Закона Божьего в школах начали отменять сразу же после революции, хотя этот процесс растянулся на несколько лет. В 1920-е гг. не просто запрещалось религиозное образование — на его место пришло антирелигиозное.
В одном из самых издаваемых романов советской литературы «Как закалялась сталь» главный герой (еще школьник Павел Корчагин) в первой же главе добавляет махорку в пасхальное тесто учителя Закона Божьего.
В 1921 — 1922 гг. Поволжье охватил страшный голод. Под предлогом поиска средств для помощи нуждавшимся советская власть реквизировала церковные ценности. Успех той кампании подзадорил комсомольские организации. В издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» большим тиражом вышел «Антирелигиозный песенник». Также были изданы сценарии проведения новых праздников — комсомольских рождества и пасхи. Программа торжеств включала в себя факельные шествия, карнавалы ряженых и антирелигиозные спектакли.
Вместе с комсомольцами в демонстрациях участвовали пионеры. Пропаганда считала пионеров главными агитаторами в своих собственных семьях. Антирелигиозная политика отразилась и на любимой детьми елке. Сначала религиозные рождественские елки заменили революционные «красные» елки, а затем, в конце 1920-х гг., запретили и их. В 1935-м елку вернули, но уже исключительно в качестве новогоднего атрибута.
В январе 1923 года бюро ЦК комсомола предложило сделать 7 января «днем свержения богов», но в Центральном Комитете от этой идеи отказались. А в Ленинградском губкоме партии родился замысел заменить Троицу праздником окончания весеннего сева.
В 1919-м в Советской России появился первый журнал, полностью посвященный религиозной политике власти — «Революция и церковь».
Также выходило два «Безбожника» — газета и журнал. По советским меркам умеренная газета стала массовым изданием — она являлась печатным органом добровольной общественной организации «Союз воинствующих безбожников». Более радикальным был одноименный журнал (позже — «Безбожник у станка»), издававшийся Московским комитетом партии. На его страницах появлялись оскорбительные антирелигиозные карикатуры, похабные стихи и скабрезные частушки.
В 1943-м Сталин, нуждавшийся в поддержке церкви во время войны, восстановил институт патриаршества.