Найти тему
Все будет хорошо

Как делают часы для сверхзвуковых самолетов? Часовой завод "Молния"

Оглавление

Начнем с конца

Давайте сразу взглянем на готовую продукцию, а уже потом спустимся в цеха. Основной “продукт” часового завода — АЧС-1, авиационные часы с секундомером.

“Военные самолеты — бомбардировщики, истребители, штурмовики. Вертолеты. “Тополь-М”. Везде стоят наши часы”, — рассказывает наш провожатый, сотрудник “Молнии” Алина Полубояринова. И во всех кабинетах, цехах завода — тоже “везде стоят”. Главное украшение каждой стены, каждого стеллажа и стола это плакаты, вымпелы, масштабные модели военной техники. В общем, любить Родину здесь никого учить не надо, это понятно сразу. Это нечто значительно большее, чем неуклюжее словосочетание “корпоративная культура”.

-2
-3

Ответственный стрелочник

Экскурсия начинается с недавно перестроенной покрасочной линии. В самом кабинете ничего примечательного: комнатка примерно семь на семь, посередине стеклянная перегородка. Изумляет масштаб не помещения, а идущих в нем работ.

Слева: рабочее место мастера покраски. За этим столом расписывают стрелки и головки часов. Справа: в самом широком месте стрелка имеет толщину около 2 мм. Весь процесс окраски идет исключительно вручную.
Слева: рабочее место мастера покраски. За этим столом расписывают стрелки и головки часов. Справа: в самом широком месте стрелка имеет толщину около 2 мм. Весь процесс окраски идет исключительно вручную.
-5

Руками же наносят шкалу циферблата и заливают красной краской буквы на головках. Шариковую ручку мы поместили на фото для иллюстрации размеров этих изделий.
Руками же наносят шкалу циферблата и заливают красной краской буквы на головках. Шариковую ручку мы поместили на фото для иллюстрации размеров этих изделий.
-7

Слева: скучноватую обстановку несколько разбавляет портрет Виктора Цоя. Справа: будущие корпуса часов для военной техники.
Слева: скучноватую обстановку несколько разбавляет портрет Виктора Цоя. Справа: будущие корпуса часов для военной техники.

-9

Из чего же, из чего же…

Сегодня “Молния” загружена исключительно оборонным заказом, от гражданской продукции практически отказались. Некогда завод занимал целое здание, теперь — всего несколько кабинетов и производственных помещений. К часовщикам идем по длинному коридору, в нескольких комнатах шумят станки — здесь штампуют, фрезеруют, вырезают детали для часов.

-10

Дядечка представляется “хозяином подвала”. Имя не называет. Интересуюсь у провожатого: что такое, под грифом “секретно” работаете? Оказывается, нет, официально работа завода государственной тайной больше не покрыта, хотя по старой памяти персонал блюдет режим секретности.
Дядечка представляется “хозяином подвала”. Имя не называет. Интересуюсь у провожатого: что такое, под грифом “секретно” работаете? Оказывается, нет, официально работа завода государственной тайной больше не покрыта, хотя по старой памяти персонал блюдет режим секретности.
-12
Все часовщики — женщины. У них острее зрение, лучше концентрация и внимание. Большая часть верстаков украшена, опять же, плакатами с боевой авиацией.
Все часовщики — женщины. У них острее зрение, лучше концентрация и внимание. Большая часть верстаков украшена, опять же, плакатами с боевой авиацией.
-14
Главный праздник здесь — восьмое марта, но маникюр и макияж, говорят, помогает разнообразить и серые будни в белых халатах. Работе ногти нисколько не мешают.
Главный праздник здесь — восьмое марта, но маникюр и макияж, говорят, помогает разнообразить и серые будни в белых халатах. Работе ногти нисколько не мешают.
-16
-17
-18
Каждый часовщик отвечает за собственный этап работ — сборку, смазку, проверку хода, контроль качества. Обязанностями, бывает, меняются, но не часто.
Каждый часовщик отвечает за собственный этап работ — сборку, смазку, проверку хода, контроль качества. Обязанностями, бывает, меняются, но не часто.
Слева: линия на бумажной ленте демонстрирует ровность хода. Часы заводят, подносят к микрофону, механизм тикает и проверяется на точность. Справа: окончательную приемку проводит контроллер, который, в общем, и отвечает за качество готового продукта.
Слева: линия на бумажной ленте демонстрирует ровность хода. Часы заводят, подносят к микрофону, механизм тикает и проверяется на точность. Справа: окончательную приемку проводит контроллер, который, в общем, и отвечает за качество готового продукта.
-21
Слева: развлекает милых дам голосом Клавдии Шульженко старинный радиоприемник “Кварц”. Между прочим, гаджет тоже уральского производства — с Кыштымского радиозавода. Справа: розовая коробочка для изделия “оборонки” кажется каким-то невероятным китчем. “Почему так? Ну девушкам понравился розовый цвет, решили так оформить коробочки”.
Слева: развлекает милых дам голосом Клавдии Шульженко старинный радиоприемник “Кварц”. Между прочим, гаджет тоже уральского производства — с Кыштымского радиозавода. Справа: розовая коробочка для изделия “оборонки” кажется каким-то невероятным китчем. “Почему так? Ну девушкам понравился розовый цвет, решили так оформить коробочки”.
-23
-24

“Здесь все то же самое, только более секретное”, — то ли шутя, то ли серьезно сообщает Алина. Проходить и фотографировать нельзя.

С боем и без боя

Музей часового завода занимает пусть и небольшую площадь, но экспонатов в нем — сотни. Главным образом здесь собраны карманные часы, сувенирные. Правда, ничего не тикает, не звенит и не бьет, а то с ума можно было бы сойти.

Хотелось бы взглянуть на экскурсовода, который в курсе истории каждого экземпляра: где, когда и кому подарены, к чему приурочены…

-25
Самое почетное место занимает витрина с военной продукцией и часами государственной важности (а рядом почему-то таксометры разных стран мира).
Самое почетное место занимает витрина с военной продукцией и часами государственной важности (а рядом почему-то таксометры разных стран мира).
Прибор АЧС-1В с борта ракетного комплекса “Тополь-М”
Прибор АЧС-1В с борта ракетного комплекса “Тополь-М”
Сувенирные настольные часы “с танковым механизмом”
Сувенирные настольные часы “с танковым механизмом”
 Часики из правительственного кабриолета ЗИС
Часики из правительственного кабриолета ЗИС
-30
В витринах серийные и коллекционные часики прошлых лет. В следующем году “Молния” планирует запустить новую гражданскую коллекцию, но цена будет, скорее всего, “премиум” — несколько десятков тысяч рублей за единицу. Будут ли серийные экземпляры с Владимиром Путиным — неизвестно.
В витринах серийные и коллекционные часики прошлых лет. В следующем году “Молния” планирует запустить новую гражданскую коллекцию, но цена будет, скорее всего, “премиум” — несколько десятков тысяч рублей за единицу. Будут ли серийные экземпляры с Владимиром Путиным — неизвестно.
-32

На “Молнию” периодически звонят граждане, которые хотят починить свои старые домашние часы. Им приходится отказывать, потому что ни оснастки, ни деталей на заводе уже нет. Земляки сокрушаются, мол: “Ну вот, мы же с ребенком тридцать лет назад по этим часам учились время определять!”

-33
В музей часового завода можно попасть абсолютно беспрепятственно, но об экскурсии лучше договариваться заранее.
В музей часового завода можно попасть абсолютно беспрепятственно, но об экскурсии лучше договариваться заранее.

Время прощаться

Красивые, гордые, крылатые машины нового поколения будут оснащаться уже электронными часами. Хотя у механических есть уникальное свойство: они энергонезависимые и будут работать всегда, пока есть кто-то, кто крутит заводную головку. Старые-добрые АЧС-1 (и другие военные модели “Молнии”) в некотором количестве есть даже “на руках” у гражданских лиц: поговаривают, что они идеально встают вместо штатных приборов в “Жигулях”.

-35

В советские времена “Молния” выпускала сотни тысяч механизмов в год. Сейчас объемы гораздо скромнее. Но все мы видим, как взмывают ввысь истребители и штурмовики, а вместе с ними скромные помощники пилотов — челябинские часики. И провожая их глазами, следя за их успехами и неудачами на дальних рубежах, мы помним, что в деле защитников отечества всегда есть вклад наших земляков (и их наманикюренных пальчиков). А часы “Молнии”, пожалуй, можно считать самыми быстрыми в России, ведь они летают на сверхзвуковых скоростях.

Благодарим за экскурсию персонал и руководство часового завода "Молния"