Начнем с конца
Давайте сразу взглянем на готовую продукцию, а уже потом спустимся в цеха. Основной “продукт” часового завода — АЧС-1, авиационные часы с секундомером.
“Военные самолеты — бомбардировщики, истребители, штурмовики. Вертолеты. “Тополь-М”. Везде стоят наши часы”, — рассказывает наш провожатый, сотрудник “Молнии” Алина Полубояринова. И во всех кабинетах, цехах завода — тоже “везде стоят”. Главное украшение каждой стены, каждого стеллажа и стола это плакаты, вымпелы, масштабные модели военной техники. В общем, любить Родину здесь никого учить не надо, это понятно сразу. Это нечто значительно большее, чем неуклюжее словосочетание “корпоративная культура”.
Ответственный стрелочник
Экскурсия начинается с недавно перестроенной покрасочной линии. В самом кабинете ничего примечательного: комнатка примерно семь на семь, посередине стеклянная перегородка. Изумляет масштаб не помещения, а идущих в нем работ.
Из чего же, из чего же…
Сегодня “Молния” загружена исключительно оборонным заказом, от гражданской продукции практически отказались. Некогда завод занимал целое здание, теперь — всего несколько кабинетов и производственных помещений. К часовщикам идем по длинному коридору, в нескольких комнатах шумят станки — здесь штампуют, фрезеруют, вырезают детали для часов.
“Здесь все то же самое, только более секретное”, — то ли шутя, то ли серьезно сообщает Алина. Проходить и фотографировать нельзя.
С боем и без боя
Музей часового завода занимает пусть и небольшую площадь, но экспонатов в нем — сотни. Главным образом здесь собраны карманные часы, сувенирные. Правда, ничего не тикает, не звенит и не бьет, а то с ума можно было бы сойти.
Хотелось бы взглянуть на экскурсовода, который в курсе истории каждого экземпляра: где, когда и кому подарены, к чему приурочены…
На “Молнию” периодически звонят граждане, которые хотят починить свои старые домашние часы. Им приходится отказывать, потому что ни оснастки, ни деталей на заводе уже нет. Земляки сокрушаются, мол: “Ну вот, мы же с ребенком тридцать лет назад по этим часам учились время определять!”
Время прощаться
Красивые, гордые, крылатые машины нового поколения будут оснащаться уже электронными часами. Хотя у механических есть уникальное свойство: они энергонезависимые и будут работать всегда, пока есть кто-то, кто крутит заводную головку. Старые-добрые АЧС-1 (и другие военные модели “Молнии”) в некотором количестве есть даже “на руках” у гражданских лиц: поговаривают, что они идеально встают вместо штатных приборов в “Жигулях”.
В советские времена “Молния” выпускала сотни тысяч механизмов в год. Сейчас объемы гораздо скромнее. Но все мы видим, как взмывают ввысь истребители и штурмовики, а вместе с ними скромные помощники пилотов — челябинские часики. И провожая их глазами, следя за их успехами и неудачами на дальних рубежах, мы помним, что в деле защитников отечества всегда есть вклад наших земляков (и их наманикюренных пальчиков). А часы “Молнии”, пожалуй, можно считать самыми быстрыми в России, ведь они летают на сверхзвуковых скоростях.
Благодарим за экскурсию персонал и руководство часового завода "Молния"