Эта публикация продолжает тематику "малоизвестных" для туриста районов Азербайджана. Но наши публикации вовсе не являются поддержкой туристической индустрии Азербайджана. Хотя новые идеи не помешали бы. Несомненно, что по каждому региону в библиотеках всегда можно найти подробные труды, которые интерес могут вызывать только у профессионалов. А вот удобоваримой информации в каталогах и открытых ресурсах неоправданно мало. Речь идёт об информации, которая позволит заметить заслуживающие внимания города и сёла. Человек может пресытиться всем на этом свете. Пресыщение всегда является следствием избытка. Но, на мой, взгляд, только впечатления человеку не дают чувство пресыщенности и избытка. И путешествия, новые или немного забытые места и дарят человеку впечатления. Но не буду преувеличивать значимость поста, который всего лишь краткое напоминание о не самых популярных районах Азербайджана.
Город Агдаш, первоначальный топоним которого Араш, был объединен с окрестными селениями в Арашский султанат (16-17 в.в.) и входил в Ширванское беглярбекство. В конце 18 в. ликвидированный султанат (1795 г.) входит в состав Шекинского ханства. В середине 19 в. эта местность уже как Арашский уезд в составе Елизаветпольской губернии присоединяется к Российской империи. В 1919 г. известную как Араш местность назвали Агдаш по названию села поблизости, которое ранее называлось Учговаг. Хотя статус города был получен ещё в 1900 г.
Этимология нынешнего топонима происходит от рода "Агдаш" тюркского(огузского) племени афшаров.
Агдашский район сельскохозяйственный регион, но на территории есть памятники, которые можно отметить.
Сурхайская крепость (18 в.) вблизи деревни Араб у рек Гейчай и Турианчай.
Карабекский Караван-сарай (19-20 в.в.) долгие годы с середины прошлого века использовался как жилое помещение. Недавно были проведены реставрационные, вернее восстановительные, работы исторического памятника, который оказался в аварийном состоянии.
Турианчайский заповедник расположен у реки Турианчай.
Жилые дома, здание музея, мечети города, относящиеся к 19 в., также входят в реестр исторических памятников.
Район известен своим шелком. Развиты овощеводство, зерноводство, хлопководство, скотоводство. В городе действуют холпкоочистительный, гренажный, молочный заводы.
Город Зердаб был основан в 19 в. как селение, входившее в Геокчайский уезд Бакинской губернии. В 1935 г. в составе Зардобского района Зердаб стал административным центром, получив в 1968 г. статус города.
Название топонима происходит от иранского "зард" (желтый) и "аб" (вода), и означает соответственно "жёлтая вода".
Древнее поселение близ деревни Юхары Сеййидляр у озера Ганлыча упоминается в трудах Страбона. Поблизости находился центр в прошлом караванных путей город Бардидж, полностью разрушенный в средневековый период. Само село Юхары Сеййидляр основали несколько семей, переехавших в эти места из Губы на рубеже 12-13 в.в. Сохранилось старое кладбище.
Поселение Гур-Гур (Gur-gur, или Qutluq Balıq) обнаружено между селениями Отманоба и Альванд. Здесь находится наскальное изображение верблюда и человека. Гутлуг Балыг, упомянутый выше, в 1293 г. основал Кейхату хан из Эльханидов как город.
Поселение Тязякенд (Təzəkənd) относится к 3-8 в.в. по найденной утвари при археологических раскопках.
Поселение Меликумудлу (Məlikumudlu) располагается в центральном квартале Зердаба, который носит имя везиря Ханчобана Ширвана. Здесь найдены были золотые и серебряные изделия. Раскопки указывают на период 9-13 в.в.
Поселение Хасы архы (Xasa arxı) рядом с селом Кёрпюкенд относится к 9-13 в.в.
Поселение Гюмюшлю(Gümüşlü) относится к 9-13 в.в. и сохранило следы присутствия Ширваншахов. Поселение занимает территории сёл Кёрпюкенд, Горугбагы, Сарыгая и Меликли.
Старое кладбище рядом с Турьянчай 8-13 в.в.
Святилище Вейсял Гараны (ра)(Veysəl Qarani (ra) находится рядом с селом Хынахлы. Могила шейх Увейс аль-Гарани (6-7 в.в.) стала местом паломничества. Согласно сведениям он являлся современником пророка Мухаммеда (с.а.с). Находящееся кладбище поблизости относится к 9-12 в.в.
Сеййид Шахмердан (Seyyid Şahmərdan) был из рода пророка Мухамеда(с.а.с), или, как говорят в Азербайджане, Сеййид. Его могила находится рядом с Пиром Вейсял Гараны. Это тоже теперь место поклонения верующих. Относится к 12-13 в.в.
Многим азербайджанцам этот район связан с известным просветителем Гасан-бек Зардаби. История этого края интересна, на мой взгляд.
Город Уджар и его окрестности входил в состав Ширванского беглярбекства, позднее Шамахинского ханства, в 19 в. был частью Гёйчайского уезда. А в 1939 г. Уджар стал независимым регионом. В 1941 г. Уджар получил статус города. Упоминание об Уджаре встречается в трудах 10 века как средневекового города (Аль-Истахри ).
По одной из версий топоним переводится как "полетит" с азербайджанского языка. По другой, этимология района восходит к названию племени "уджар", жившего в Ширване. По мнению историков, топоним Уджар, искажённый "ucqar", переводится как "дальний" или "отдаленный" с азербайджанского(тюркского). Предположение это основано на том факте, что по территории современного Уджарского района, когда-то проходила западная граница древнего государства Ширваншахов.
Поселения Гаратепе, Гызтепе и Адсыз (Безымянный) в селении Бяргушад относятся к концу 1-ого тысячелетия до н.э., где обнаружены древние захоронения и домашняя утварь.
И в завершении, как заведено в последнее время, музыкальная пауза. Думаю, что выбор роликов будет понят верно.