Вылечить детские травмы, все равно, что преодолеть земное притяжение. Кажется – ну, невозможно. Пустые хлопоты.
Но, если удается справиться с этим ящиком Пандоры, считай, заново родился. Стал в миллион раз лучшей версией самого себя.
Именно об этом история Георга VI - застенчивого и далеко не уверенного в себе человека, которого судьба вытащила под софиты истории в один из самых тяжелых моментов. Накануне Второй мировой войны.
Никто, кроме жены, в него не верил.
Ни его подданные. Ни он сам. Все были без ума от старшего принца, любимца публики и всей Европы, обаятельного Дэвида.
И вот незадача, Дэвид предпочел покинуть трон ради любимой женщины, дважды разведенной миссис Симпсон. Которая очень симпатизировала нацистам.
И сам Дэвид был с ними, что называется, на дружеской ноге.
Как легла бы карта, останься Дэвид монархом Британии и ее многочисленных колоний? Не видели бы мы ни Второго фронта, ни союзников.
Но именно застенчивый, не уверенный в себе его младший брат Альберт - Георг VI - смог заручиться поддержкой Рузвельта, убедив создать антифашистскую коалицию. Пусть не сразу, когда ход войны был в принципе предрешен, Великобритания и США помогли нам покончить с нацизмом.
…Но вначале было Слово.
Слово, которое так мучительно не давалось усилиям принца Альберта – Бэ-Бэ-Бэ-Бэээээээрти, как дразнили его в семье. Мальчик–заика, перепуганный тираническим отцом, неласковой нянькой. Ранимый, склонный к слезам, на фоне более смелых и удачливых…
Что с него взять?....
Психологически очень точно фильм раскрывает историю детской травмы, где отказ ребенка от права быть собой, вылился в отказ от собственного голоса.
В буквальном смысле слова.
Морской офицер, позже офицер британских ВВС, принц Альберт скорее предпочел бы раствориться вовсе, чем брать на себя ответственность и привлекать внимание масс.
Таким он и пришел к Лайонелу Логу, специалисту по дефектам речи – стремящийся слиться с пространством. Подавленный ответственностью. Вспыльчивый, измученный, не верящий в себя человек.с
Отдельного восхищения вызывает персона специалиста по речи Лайонела Лога.
Поняв, что перед ним августейшая особа, наследный принц, герцог Йоркский, он, тем не менее, не сразу дает согласие его лечить.
На это требуется мужество. И внутренняя свобода.
Думаю, решающим для Лога, был вопрос, смогут ли они с принцем стать друзьями?
Ведь только, когда у тебя есть настоящий друг, способный выслушать и понять, обремененный недугом человек может поверить в себя. Излечиться. Вернуть свой Голос.
Что и происходит, когда, привыкший глотать насмешки и поучения Альберт, в момент приготовления к своей коронации, твердо заявляет архиепископу:
- Я понимаю, вы печетесь о моей голове. Но это МОЯ ГОЛОВА. И решения я буду принимать САМ.
И вот Англия вступает в войну. Король обязан впервые обратиться по радио ко всей нации. Миллионы людей ждут его слова. И он начинает...
Эти несколько минут - мучительный водораздел - рождение нового человека.
Поначалу Лайонел Лог, по ту сторону микрофона, почти дирижирует интонациями, паузами Георга VI.
И лишь, убедившись, что прямой эфир - эта пожизненная Голгофа - больше не приводит монарха в ужас, доктор превращается в почтительного, безмолвного слушателя. Потому, что Король ГОВОРИТ…
У Георга VI получилось вырасти из своих страхов. Оставить позади несчастного Бэ-Бэ-Бэ-Бэээээээрти. И стать оплотом нации.
Кстати, реплики: «вы запинались на букве «п». А иначе никто не поверит бы, что это я» - подлинная цитата из дневников Лайнела Лога.
Фильм о многолетней, искренней дружбе британского монарха и простого австралийского эмигранта, логопеда Лайнела Лога, хотели выпустить давно. Но королева-мать, мать нынешней королевы Елизаветы - просила не делать этого при её жизни.
Во время войны - Елизавета, ее супруг Георг VI, две их маленькие дочери отказались от эвакуации.
Однажды бомба разорвалась в 20 метрах от Букингемского дворца. Но королевская семья продолжала жить там. Встречаться с людьми, посещать производства, своим примером сплачивая нацию и демонстрируя веру в Победу.
Конечно, в фильме есть неточности.
Например, кроме Дэвида у короля Георга VI было еще 3 брата и сестра. Свое заикание он преодолел до начала войны. С Черчиллем королевская семья нашла взаимопонимание значительно позже.
Но главное в фильме совсем не это.
Его сценарий, актерский ансамбль - абсолютно прекрасны.
А режиссерская, операторская работа – настоящая классика!