ВНИМАНИЕ. В этом тексте встречается мат, если для вас это неприемлемо, лучше прочитайте анализ текстов и песен Андрея Пирокинезиса.
Привет! Меня зовут Медуза и я очень люблю две вещи: музыку и статистику. Недавно я написала код, который помогает мне анализировать музыкантов, и сегодня я решила подвергнуть анализу еще одного деятеля.
Моей сегодняшней целью стал Моргенштерн — мне захотелось разобраться, в чем причины его популярности, и так ли все плохо с его творчеством, как всем кажется?
Для анализа я выгрузила 61 песню со Спотифай и 76 текстов песен с сайта Джиниус. Почему текстов получилось больше? Дело в том, что на стриминге нет формата «ИзиРэп», который делал Алишер, будучи блогером, но тексты этих песен есть на Джиниусе.
Этот анализ разбит на три части:
- Общий анализ — разбор общих данных, полученных от анализа всей трекографии.
- Частотный анализ — данные, полученные из текстов песен.
- Что изменилось в творчестве Моргенштерна и привело к его популярности? Популярность к Алишеру пришла не мгновенно, скорее, 2019 и, однозначно, 2020 стали его годами. Поэтому мне стало страшно любопытно, что же он изменил в творчестве, чтобы обрести такой успех.
Общий анализ
Первым делом я решила посмотреть на распределение треков по годам. Этот график разделяет 61 песню по приципу фит/не фит. Оказалось, Алишер начал как музыкант в 2018 сразу с самостоятельными треками. В 2019-ом он выпустил 4 самостоятельных трека и 6 фитов. В 2020 вышло столько же фитов, столько и в 2019.
В моей разметке фитом считается тот трек, в котором Алишер не главный артист.
Таким образом, список тех, с кем делал фиты Алишер, выглядит так. Здесь нет Тимати и Lil Pump, потому что эти артисты залетели на фит к Алишеру, а не наоборот.
После этого я разбила тот же график по типам:
- голубой — альбомный трек
- желтый — фит
- зеленый — сингл
Казалось бы, больше всего песен вышло в 2018, но они совершенно не принесли Алишеру никакого успеха, зато последующие года были намного успешнее, хоть песен было не так много. Неужели он понял, как работают стриминги, и решил играть по их правилам?
Для разгадки нужно посмотреть на среднюю длину песен. И мы видим типичную картину — длина песни за три года сократилась на минуту. В 2018 году вышел альбом «До того как стал известен», и песни там подвержены старым канонам. А к 2020 Алишер уже понял, как вертеть систему в нужную ему сторону. Мы еще вспомним этот график, анализируя альбомы, а пока давайте посмотрим на частотный анализ.
Частотный анализ
Алишера не хвалят за какой-то огромный словарный запас, поэтому посмотреть на соотношение слов в его текстах мне было ну очень любопытно. Всего в 76 песнях оказалось 18961 слов, из них уникальных —3949. Индекс репетативности оказался 4,8 (не так уж это много, когда я анализировала Пирокинезиса, он был 4,7).
Затем я проанализировала самые употребляемые местоимения. Результат оказался до ужаса банальным — творчество Моргенштерна максимально самоцентрично.
Разбивать творчество Моргенштерна на существительные было забавно. Слово «деньги» оказалось на третьем месте. Слово, которое очень часто рэперы используют по отношению к девушкам, — на первом (и встречается в списке еще и в англоязычном варианте). Слово «девочка» тоже попало в топ-10. Алишер — буквально олицетворение русского рэпа: деньги и женщины в топе.
В топ так же попал и сам ник артиста. Алкоголь попал дважды, в виде слов «пиво» и «чича» (слабоалкогольный пивной напиток). По этим словам я бы описала основные темы творчества Алишера как путь к деньгам и славе, приправленный матом, девушками и любовью к себе.
Разбирать другие части речи мне было не слишком интересно. Когда я разбила список на глаголы, они были все простые и буквально совпадали со списком «1000 самых популярных глаголов русского языка». Поэтому я решила посмотреть на междометия, их в творчестве Алишера полно. Лидерами оказались «е» и «эй», затем последовали матерные вариации одного слова.
На самом деле, глядя на эти графики напрашивается вывод, что Алишер — типичный представитель русского рэпа. На удивление, при этом его язык не так уж и скуден.
Что изменилось в творчестве Моргенштерна?
Разбирать изменения в творчестве было намного интереснее. Во-первых, потому что у Алишера есть альбом «До того как стал известен» со старыми треками. По сути, на его примере можно понять, как Моргенштер умудрился стать настолько одиозным персонажем.
Я решила начать с длины альбомов в минутах. На «ДКСТИ» 13 треков, а на «Легендарной пыли» — 10. Но длина альбомов различается на 18 минут. Даже «Улыбнись, дурак», на котором всего 7 треков, длиннее «... пыли» на 2 минуты, хотя на последнем альбоме треков больше. Алишер, кажется, понял закон стримингов — треки должны быть короткими.
Тогда я решила разложить популярность альбомов по песням. Спотифай определяет каждому треку значение между 0 и 100. «До того как стал известен» держится между 20 и 40, лишь одна песня — «Танцуй» перешагивает 40. «Улыбнись, дурак» тоже не впечатляет результатами. Он держится на средней линии в 40 — где-то чуть больше, где-то меньше. Зато «Легендарная пыль» поражает своими показателями! На нем нет ни одной песни, набравшей меньше 40. Любая песня с «Легендарной пыли» популярнее, чем то, что выпускал Алишер на альбомах раньше!
Это подтверждают и графики ниже. Популярность альбомов по сумме делает лидером «Легендарную пыль». «До того, как стал известен» — второй, но на нем больше треков, так что это не удивительно.
Средняя популярность по альбому показывает, что у «Легендарной пыли» песня в среднем набирает 51 балл. А песня в «До того как стал известен» набирает всего 33.
Поскольку Моргенштерн не альбомный исполнитель, а продвигается за счет фитов и синглов, я решила посмотреть и на них. На графике показаны те песни, в которых на фите Алишер — главный артист. Очень зубастый вышел график. Кликните на него, чтобы увеличить, так рассматривать будет удобнее.
Я поймала себя на том, что, когда я смотрю на провалы в графике, я просто не понимаю, что это за трек, значит, он явно не из свежих.
Но вернемся к альбомам. У меня разложены показатели танцевальности и энергичности для альбома «Легендарная пыль». Синим обозначена танцевальность, а оранжевым — энергичность. Ниже ровно такой же график для «До того, как стал известен».
Ниже ровно такой же график для «Легендарной пыли». Только посмотрите, насколько выросла танцевальность!
В своем интервью Юрию Дудю Моргенштерн сказал, что он делает музыку для тела, под которую не нужно думать, а нужно отрываться. И он прав. Именно это и показывает статистика. Его новые треки сделаны для того, чтобы танцевать. А какие вопросы могут быть к музыке, под которую нужно отрываться?
Предлагайте в комментарии артистов, которых будем разбирать дальше!