Подводная лодка и сухопутные войска, как так? -спросите вы и будете правы. Случай нетривиальный, как и вся история первой серии подводных лодок.
Подводная лодка Джевецкого, конечно, была не первой отечественной субмариной. Попытки создать корабль для передвижения под водой делались в нашей стране и при Петре I и позднее.
Но Лодка Джевецкого была первая, которая по воле императора была выпущена серией в 50 штук и поставлялась на Балтийское море, в Кронштадт и на Черное море- в Севастополь и Одессу.
Степан Джевецкий - русский ученый, инженер, конструктор и изобретатель. Одним из самых известных его творений по праву считаются подводные лодки.
Только подумайте, насколько сильна была инженерная мысль, чтобы в 1870-х годах без компьютеров и помогающих программ создать лодку, которая могла управляться экипажем из трех человек и погружаться на глубину 12 метров. При этом погружение могло происходить и под углом, внутри лодки угол регулировал специальный груз, который в первой версии управлялся педальным механизмом, а в серийной версии уже был заменен на электропривод.
Испытывал свою лодку и представлял ее императору Джевецкий на прудах в Гатчине. Сейчас в сквере напротив главного входа во дворец установлен памятник его лодке, увековечивший гениальность инженера.
История, правда без некоего подхалимства не обошлась. Когда император Александр III катался на пруду в лодке с супругой, Джевецкий в прозрачных водах маневрировал под лодкой императора, показывая ловкость подводного аппарата. После того, как представление закончилось, Степан Джевецкий пришвартовал лодку, вылез и преподнес императрице Марии Федоровне букет ее любимых цветов.
Версия лодки, поступившая в серию производства, именовалась как "Подводный минный аппарат".
Лодка оснащалась двумя минами, которые были закреплены на корпусе лодки снаружи. Мины имели "воздушный круг", сооруженный из наполненных воздухом резиновых мешков. Субмарина должна была подплыть под вражеский корабль, выпустить всплывающие мины, которые были соединены друг с другом и словно обхватывали дно корабля с двух сторон. После заминирования субмарина должна была отплыть на безопасное расстояние и привести мины в действие по проводу.
В теории все хорошо и Александр III дал высокую оценку лодке, предположив, что она "наведет шороху". Был сделан императорский заказ на 50 единиц подводных лодок Джевецкого, часть из которых осталась на Балтике, в Кронштадте, а часть отправилась в Одессу и потом в Севастополь.
Лодки числились за береговыми минными ротами и относились к военному ведомству, а не к морскому и военными судами не являлись.
Да и служба лодок оказалась катастрофически недолгой. Главным недостатком, кроме не очень хорошей управляемости, была тихоходность лодки, которая не могла сравниться со скоростью военных кораблей, скорее с прогулочной лодкой в парке.
В Кронштадте была по сути единственная подводная лодка, которая активно эксплуатировалась, но не в военных действиях, а на учениях и испытаниях. Испытания проводил лейтенант И.И. Чайковский (брат композитора), проведя под водой суммарно более 90 часов. Но история не имела продолжения в бою.
Лодки Черноморской береговой обороны вовсе не прошли испытаний военными на местности, были признаны неэффективными.
После 7 лет сухопутности в 1888 году лодки были переданы, наконец, Морскому ведомству, но военные моряки признали лодки ни к чему не годными и разрезали их на металлолом.
Металлолом, впрочем, остался на службе у моря, поскольку использовали его для морских навигационных знаков.
Сейчас увидеть корпус лодки Джевецкого можно в Центральном военно-морском музее в Петербурге. В Гатчине же установлен лишь макет, напоминающий об исторической значимости места.
Понравилась статья- ставьте лайк, подписывайтесь на канал.