Новый год всегда отмечают весело и с размахом вне зависимости от общественного строя и политической ситуации.
Праздник всех времён и народов овеян теплом детских воспоминаний: живая ёлка с неповторимым таёжным запахом, превращающаяся на твоих глазах в сверкающее сказочное чудо в игрушках и мишуре, тающий во рту дефицитный зелёный горошек, терпкий цитрусовый аромат и длинные-длинные каникулы!
В России, как известно, перенести празднование Нового года на 1 января повелел Пётр Первый, причём строго-настрого приказал встречать его не только с украшенной ёлкой, но шумно и ярко в прямом смысле слова: со стрельбой из пушек и мушкетов и "огненными потехами".
С 1700-го так и повелось. До революции череда декабрьских празднований начиналась с 25 января (Рождества Христова) и заканчивалась встречей Нового года 1 января.
После революции, вплоть до 1936-го, и Рождество, и Новый год были под строгим запретом - как вредные пережитки буржуазного прошлого. И только с 1937-го один праздник всё же реабилитировали - ёлки и официальные торжества в честь Нового года в СССР возобновились.
В Красноярске первая общественная советская ёлка разместилась в 1937 году в здании деревянного городского цирка на площади Революции. Вокруг неё запустили маленький детский трамвайчик, а в фойе можно было покататься на карусели и посетить комнату смеха.
Кроме того, праздничные ёлки появились на городском катке, в Доме учителя и в ДК Железнодорожников - можно представить, какую бурю восторга у не избалованных развлечениями детей 30-х вызвали первые в их жизни новогодние чудеса.
Но на этом сюрпризы не закончились - заметка в газете "Красноярский рабочий" за 1938 год сообщает о небывалом подарке для всех красноярских ребятишек: "Из Тбилиси в Красноярск отгружено два вагона мандаринов свежего урожая, кроме того, из Одессы прибывают лимоны и апельсины на 90 тысяч рублей". Излишне уточнять, что в 30-е годы цитрусовые - невиданная для Сибири экзотика.
В конце 30-х открываются первые ёлочные базары, и хотя игрушки - домики, рыбки и звёзды - из разрисованного картона, но и они распродаются "на ура". Возобновились приуроченные к Новому году танцевальные вечера и балы-маскарады для взрослых, весьма популярные в дореволюционное время. Судя по фотографиям в газетах, молодёжь 30-х отличалась креативностью и веселилась от души!
В конце 1940 года горсовет впервые принял решение установить большую городской ёлку на площади Революции, сопроводив её всеми положенными аттракционами и развлечениями: организовать катание детей на лошадях, сделать круглые катушки (большие деревянные горки) и устроить фейерверк. Как-никак, новое десятилетие началось - встретить нужно с размахом. Никто ж не ведал, что будет дальше.
К слову, центральные городские ёлки в разные годы устанавливались в самых разных местах: на площади Революции, на набережной у Коммунального моста, на Красной площади. Вокруг них непременно возводились сказочные снежные городки.
В советское время огромные фигуры волшебных персонажей выполняли роль горок: взобравшись по ледяным ступенькам, можно было ловко скатиться по бороде деда Мороза или гриве Конька-Горбунка. И никого не удивляло, что сказочные герои мастерами-умельцами были в буквальном смысле "вырублены топором" из бесформенных глыб прессованного снега.
Ёлки до 2004 года привозили из лесхозов, они были натуральными. К слову, для установки на открытом пространстве лесная красавица должна была соответствовать определённым параметрам: иметь густую крону и чёткую пирамидальную форму, высоту в 20-25 метров - словом, быть стройной, пышной и юной. А "возраст юности" для ели - всего-то 80-90 лет!
И лишь начиная с 2005 живые ёлки уступили место искусственным. Собственно, искусственные городские ёлки - уже и не ёлки вовсе, а металлические светодинамические конструкции (таково официальное название), пытающиеся догнать и перегнать саму Эйфелеву башню. Так, например, главная 55-метровая городская ель, установленная в 2018 году на острове Татышев, стала самой высокой в стране!
Советский Новый год на протяжении десятилетий проходит вроде бы традиционно: с детскими утренниками и новогодними "Огоньками", разудалыми вечерними гуляниями "на ёлочках" и новогодней "русской рулеткой" - любительскими фейерверками во дворах и на крышах. Но всё же у каждого десятилетия - свой неповторимый колорит праздника.
Во времена оттепели 60-х - это интересная и насыщенная концертно-театральная программа, ведь именно в это время ожила театральная жизнь города, появились новые пьесы, в центре которых - не безликий идеальный "герой", а образ человека-современника, словно шагнувшего на сцену из зрительного зала.
В 1964 году для детей перед Новым годом театры города поставили сразу несколько премьер: театр имени А. С. Пушкина - сказку "Приключения Чипполино", кукольный - сказку "Зелёная лисица", а ТЮЗ - пьесу "Операция дубль Зет" в постановке режиссёра Ларисы Малеванной. Популярная актриса театра и кино, получившая впоследствии всесоюзную известность, начинала творческую карьеру именно в нашем городе.
Начиная с 60-х, заметно преображались и домашние новогодние ёлки. Знаменитая фабрика игрушек "Бирюсинка" в это время выпускала до 70 наименований стеклянных ёлочных украшений! Фантазии и чувства юмора художникам фабрики было не занимать - кроме привычных шаров, сосулек и шишек появились заяц на лыжах, леший и избушка Бабы-яги.
А ёлочные базары в Красноярске в те годы превращались в театрализованные представления в буквальном смысле слова! В одной из заметок газеты "Красноярский рабочий" за 60-е годы сообщалось, что продавщицы магазина "Детский мир" предстали перед маленькими покупателями в образах Снегурочки, Красной шапочки и Хозяйки Медной горы, и суммы продаж увеличились в разы!
Ёлочные украшения в то время - одна из немногих групп товаров, в которой не было недостатка. В 60-80-е годы, во времена товарного дефицита, предпраздничный ажиотаж омрачался нехваткой буквально всего - от продуктов первой необходимости до живых ёлок, что уж говорить о символе праздника - апельсинах и мандаринах, их не найти было днём с огнём! Даже если дефицит вдруг и "выбрасывался" в продажу, чаще всего продавался с "довеском" - товаром, не пользующимся спросом.
В одном из фельетонов "Красноярского комсомольца" за 1967 год герой возмущается попыткой продавца навязать к желанным мандаринам целое кило совершенно невкусных конфет, но в те времена - это было негласное правило советской торговли.
Популярной "азартной игрой" с государством стала для граждан денежно-вещевая лотерея: "Уважаемые товарищи! Если вы хотите иметь хороший подарок к Новому году, приобретайте билеты денежно-вещевой лотереи новогоднего выпуска"... В лотерее разыгрываются автомобили "Волга", "Москвич-408" и "Запорожец", мотоциклы "Урал" и "Иж", холодильники, магнитофоны, радиоприёмники и кинокамеры..." (из объявления в "Красноярском рабочем" за 1967 год).
Большая часть перечисленных товаров, являясь предметом мечтаний многих советских граждан, в свободной продаже, конечно же, отсутствовала. В газетах этого периода мы не найдём и рекламы деликатесов, но на помощь хозяйкам приходили праздничные распродажи кондитерских изделий в кафе и ресторанах а также блюда, реализуемые через магазины-кулинарии: рыбные и мясные полуфабрикаты, отварные овощи и салаты.
В середине 80-х, во времена сухого закона, в моду вошли безалкогольные банкеты. Весьма показательны заголовки местных газет этого периода: "Банкетный зал приглашает на чай", "Чаепитие в ресторане". Несмотря на то, что чаи предлагались самые экзотические - травяные и лечебные,- традиция ресторанных чаепитий у населения как-то не прижилась, но на несколько лет обходиться без спиртного в кафе и ресторанах жителям всей страны поневоле всё ж пришлось.
Например, директор Дворца труда металлургического завода в интервью "Во Дворце сегодня бал", опубликованном в газете "Красноярский комсомолец", делится планами по организации очередного новогоднего праздника. Четыреста работников предприятия в шестой раз соберутся на масштабный корпоратив - встречу Нового года под бой курантов - в шикарных и просторных залах нового ДК, точь-в-точь как в фильме Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь". Но в 1985-м - уже без крепких алкогольных напитков и даже без шампанского.
Накануне 1986 года красноярцы получили особый "подарок" - редкую в те времена возможность стать участниками "телешоу": "Десятки красноярцев, принявших участие в съёмках заключительных этапов конкурса во Дворце труда и снежном городке возле него, уже знают имя победительницы..." ("Красноярский комсомолец", 1985).
Любимый миллионами советских телезрителей конкурс "А ну-ка, девушки!" в 1985 году снимался на просторах Красноярского края - участницы соревновались в самых разных номинациях: кулинарных, танцевальных, интеллектуальных и даже - в скалолазании по Столбам!
Цель телеконкурса - продемонстрировать всему миру, что советская женщина - не просто умница и красавица, но и обладательница разносторонних дарований - в общем, талантлива во всём! Безусловно, участие в съёмках развлекательной программы Центрального телевидения для жителей края была как сопричастность волшебству накануне Нового года!
И всё же главное волшебство самого любимого народного праздника - в неистребимой вере в лучшие времена, которые непременно наступят в новом году. Надежда, как известно,- признанный долгожитель человеческой души, и дело не только во внешних обстоятельствах, просто обязанных измениться в лучшую сторону, но и во внутреннем самоощущении. Как в фельетоне из 80-х: "С Нового года начинаю новую жизнь. Прямо с утра".
Ольга КУРГИНА,
библиотекарь Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.
Красноярск.
Подписывайтесь на канал "Красноярский рабочий", ставьте лайки, если материал понравился, комментируйте публикации! Ещё больше новостей - на сибирском портале www.krasrab.ru . Оформляйте подписку на "КР" в отделениях связи по всей стране или через онлайн-сервис"Почты России".