Далеко в море есть маленький остров - скалистый, поросший соснами, черникой и шиповником. Такой он далекий и суровый, что живут на нем только случайно залетевшие чайки, и… Баба Мора.
Эта невероятно очаровательная старая ведьма появилась из-под пера эстонской детской писательницы Айно Первик в далеком 1973 году (обалдеть — мы с ней почти ровесники, разве что родилась - литературно - она уже в почтенном возрасте).
Избушка на курьих ножках? Фи, как не современно и не эстетично. Баба Мора живет на дереве. Ну то есть не просто на дереве, а в доме, который уютно пристроился в развилке огромной сосны, а чтобы яростные штормовые ветра не унесли его в море, к каждому углу дома Баба-Мора привязала груз: три тяжеленных валуна и старый-престарый якорь…
Из всех ведьм — злых и добрых, молодых и старых, красивых и страшных, какие мне когда-либо попадались на страницах книг, Баба Мора, безусловно самая обаятельная. Высокая худющая старуха с растрепанными космами, которая обожает болеть и летать на личном воздушном шаре в шторм, распевая во все горло хулиганистые песни — ну скажите, как можно в такую не влюбиться?
Вообще семидесятые годы в Эстонии — тогда еще в Эстонской ССР — прошли под знаком красочного расцвета детской литературы и мультипликации. Накситралли, о которых я уже писал, Баба Мора, Озорной Крылль, Сипсик, психоделика для самых маленьких — серия о Клабуше, и даже детские ужастики — Большой Тылль (эта книжка и мультик своим графическим рядом оставили неизгладимое впечатление не в одной детской голове). Ах да, и мой любимец — воспитанник интерната Агу Сихвка, который каждую свою объяснительную записку начинает словами «пионер всегда должен говорить правду», и потому он подробно рассказывает, как и почему чуть не утопил колхозный грузовик в пожарном пруду…
Но вернемся в Бабе Море.
Помню, мне особенно понравилась ее привычка - когда она болела (это при том, что могла вылечиться в два счета, колдунья ж, и целебных трав и корешков полный дом), она обожала мерить температуру, и градусники с самой высокой оставляла для коллекции, чтобы потом можно было их достать и полюбоваться. Я на полном серьезе уговаривал маму и бабушку купить побольше градусников и при ближайшей простуде положить начало коллекции…
В общем, живет себе Баба Мора на своем чудесном островке, спасает/воскрешает утонувшего моряка, помогает его пожилому капитану… И даже участвует в телепередаче — эдаком прототипе «ботвы экстрапенсов». Всю студию им морской водой затопила, понимаешь. Чудеса да и только, а главное — нашелся рядом с ней замечательный мужчина — тот самый капитан Трумм, которого она вылечила от страшного вывиха.
Вот вы можете себе представить, чтобы баба Яга выступала в реалити-шоу по телевизору, а потом вышла замуж за капитана? У меня как-то не складывается. А тут — пожалуйста. Ведь чудесно сидеть рядом с милым Труммом у камина, где потрескивают, сгорая, сосновые шишки...
Ах да, и еще одно — вообще-то для самых близких ее зовут Эмелина.
Будем знакомы!