Краткая предыстория вопроса
Эстония провозгласила независимость в 1918 году. После этого началась война с Советской Россией, которая закончилась в 1920 году подписанием мирного договора в городе Тарту, что также известен как Юрьев или Дерпт. По Тартускому мирному договору Советская Россия признавала независимую Эстонию. В состав Эстонии вошли Ивангород и Печорский уезд Псковской губернии. Договор в целом регулировал отношения Эстонии и России.
В 1940 году Советский Союз оккупировал Эстонию и в 1944 включил часть отданных по Тартускому миру земель в состав РСФСР. Появилось правительство Эстонии в изгнании. Именно оно было признано всем миром как единственное законное в Эстонии. Оккупация стран Балтии так и не была признана международным сообществом.
В 1990 году Верховный совет Эстонской ССР объявил о начале восстановления Эстонской Республики. Тогда же был объявлен переходный период и восстановлено действие конституции Эстонии 1938 года. Позже эстонский парламент постановил строить дальнейшие отношения с СССР на основании Тартуского мирного договора 1920 года, который по сути формально никто не отменял. Так возник вопрос о государственных границах. Ведь с точки зрения восстановленных законов Эстонии в её составе был уезд Петсеримаа и город Яанилинн, но теперь фактическая граница полностью повторяла административную границу между Эстонской ССР и РФСФР.
Что было дальше
Дальше эстонские власти заговорили о том, что неплохо бы вернуть отнятые территории себе. В 1994 году эстонским правительством был даже назначен особый республиканский представитель по Печорскому уезду. В его задачи входили организация передвижения людей через «контрольную линию» (так в документе была названа фактическая граница с Россией) между Эстонией и Россией, вопросы незаконно отчуждённого имущества, культурное и социальное развитие Печорского уезда и самое интересное: этот представитель должен был составить для правительства план восстановления Печорского уезда как административной единицы в составе Эстонской республики.
Фактически же после 1995 года официальные эстонские власти перестали выдвигать территориальные претензии, а в 1996 году стороны приступили к составлению договора о границе. Он был подписан в 2005 году.
После подписания Эстония внесла в преамбулу документа упоминание Тартуского мирного договора 1920 года. После этого Россия отозвала свою подпись, поскольку опасалась, что это упоминание может в дальнейшем привести к территориальным претензиям. При этом стоит отметить, что Российская Федерация Тартуский мирный договор не признаёт в принципе и считает, что он утратил силу после присоединения Эстонии к СССР. Само же это присоединение российская сторона считает полностью законным. Но об этом стоит поговорить как-нибудь потом отдельно.
Граждане Эстонии в России и неграждане в Эстонии
В России живёт порядка полутора десятков тысяч граждан Эстонии. Почти все из них – в Печорском районе Псковской области. Большинство местных жителей одновременно имеют как российские, так и эстонские паспорта и, соответственно, так называемое двойное гражданство.
Существует миф, что эстонцы раздавали гражданство ещё в девяностые годы чуть ли не по факту прописки в Печорском районе, дабы получить лояльность местных и потом забрать всё себе. На деле же это далеко от истины и всё намного проще.
После восстановления независимости Эстония признала гражданами всех, кто имел гражданство первой республики и их потомков. В числе таких оказались и жители Печорского района, и потомки репрессированных эстонцев из Сибири, и вообще люди из всех точек планеты всех национальностей, имевшие предков-граждан Эстонии. Например, именно на этих основаниях бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес получил эстонский паспорт в девяностые годы. Он родился в Швеции, детство и юность провёл в США, а в Эстонию приехал только в 1991 году после восстановления независимости. Его родители бежали из Эстонии при наступлении советских войск в 1944 году.
Таким образом, не достаточно быть только лишь жителем “спорной” территории для того, чтобы получить гражданство Эстонии. При этом достаточно предков-граждан Эстонии и тогда, при определённых условиях, вы считаетесь гражданином уже по рождению и можете ходатайствовать непосредственно о получении эстонского паспорта.
Отсюда же и возникла проблема неграждан. Дело в том, что они приехали в Эстонию уже во время оккупации и никаких исторических связей с ней не имели. Поэтому им предложили жить в статусе неграждан или проходить натурализацию. Примерно так же получилось и в Латвии. В Литве же гражданство дали всем.
Претензии Эстонии сейчас, почему эта тема опять возникла и политическая система Эстонии
С 1995 года ни президент, ни премьер-министр, ни парламент Эстонии не заявляли ни о каких претензиях на бывшие эстонские земли.
Периодически российская пропаганда говорит о том, что власти Эстонии, дескать, опять выдвигают претензии. На деле же об этом говорят отдельные политики, причём даже не представители парламентского большинства.Чаще всего эти высказывания можно услышать от представителей Консервативной народной партии Эстонии. Она известна также под названием-аббревиатурой EKRE. Эта партия по сути своей националистическая. Пожалуй, будет справедливым отметить, что именно в её сторонниках можно увидеть все те стереотипы о злых эстонцах, ненавидящих всё русское. Эта партия выступает за великую эстонскую Эстонию и против евроинтеграции и глобализма.
Стоит также сказать и о последних парламентских выборах в Эстонии. Они прошли в 2019 году. На них ни одна партия не получила парламентского большинства. При этом первое место получили либералы, второе – центристы, третье – упомянутые выше ребята из EKRE.
Эстония – парламентская республика, где правительство формирует парламентское большинство. А поскольку в этот раз большинство не получилось, пришлось формировать коалицию и брать туда представителей EKRE.
Так в правительство попал Март Хельме – основатель и бывший лидер EKRE. Он стал министром внутренних дел. Именно он регулярно в последнее время говорил об “оккупированных Россией территориях”. Именно из-за его высказываний российская пропаганда в последнее время устраивала истерику. В ноябре из-за своих высказываний ему пришлось подать в отставку.
При этом эстонский парламент по этому вопросу никаких решений не принимал, а президент и премьер-министр прямо говорят, что никаких территориальных претензий к России у эстонского государства нет.
Таким образом, можно сказать, что все разговоры об официальных эстонских претензиях на российские территории в настоящее время абсолютно безосновательны.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.