За время пандемии пришлось поменять несколько работ, а также найти подработку. Сегодня я расскажу про преимущества и недостатки работы в Яндекс доставке. Какое-то время назад Яндекс выпустили удобное приложение для работы курьером (нет это не реклама). Почему внимание упало именно на такой тип заработка? Всё очень просто - нет ограничения во времени работы. Я выхожу тогда, когда я хочу и работаю столько, сколько я захочу. Если я вышел и сделал 1 заказ (что в среднем около 40 минут), я могу закрыть смену и спокойно пойти домой.
Первые шаги.
Удобство заключается в том, что не нужно контактировать с дяденьками, которые принимают тебя на работу. Фактически убран фактор общения с работодателем. После регистрации, как обычно просят ввести различные данные, подтвердить личность, заполнить анкету и т. д. Советую до регистрации найти промо-код на парочку без процентных смен.
После всех проверок, вам необходимо пройти обучение и выполнить тестовый заказ и всё. Нет получения формы доставщика Яндекс, нет выставления графика, стажировки. Буквально через 30-40 минут после скачивания приложения можно начинать работать. Советую внимательно проходить обучение, чтобы не совершить те же ошибки, что и я.
Статус самозанятого. Стоит ли оно того?
На мой взгляд да. Меньше комиссия и около 22000 рублей на счет в налоговой для погашения налога на прибыль, НО до конца 2020 года. Как будет работать вся эта ахинея в 2021 году я смогу вам рассказать в 2021 году).
Тем, кто стал самозанятым в 2020 году, до конца года не нужно платить налог, пока не исчерпается налоговый капитал: основной налоговый вычет в размере 10 000 рублей и налоговый бонус в размере 12 130 рублей. Всего — 22 130 рублей.
Сумма капитала появится в личном кабинете приложения «Мой налог» — никаких заявлений о его предоставлении писать не нужно. Средства будут автоматически применяться для полной уплаты налога до конца 2020 года. Вам, как самозанятому водителю, не нужно ничего для этого делать. С момента, когда вы станете самозанятым, вам больше не придётся платить комиссию парку. Вы можете потратить сэкономленную сумму как захотите. После исчерпания в этом году всей суммы бонуса 22 130 рублей оплата налога вернётся к стандартной схеме: налог за каждый месяц нужно будет оплачивать в следующем месяце — до 25 числа.
Если вы не успеете израсходовать всю сумму бонуса 22 130 рублей в 2020 году, неиспользованный остаток от налогового капитала 12 130 рублей «сгорит» 1 января 2021 года. При этом основной налоговый вычет в размере 10 000 рублей сохранится, если вы не используете всю сумму в этом году. В 2021 году налоговый вычет будет предоставляться уже не для полного погашения суммы налога, а в виде временного снижения налоговой ставки. То есть 3% за заказы от физлиц и 4% за заказы от юрлиц — до полного исчерпания суммы вычета. После — налоговая ставка повысится обратно до стандартных 4% и 6% соответственно.
Самостоятельно вести бухгалтерию по-прежнему будет не нужно. Квитанция для оплаты автоматически сформируется в приложении. Также самозанятым не нужны онлайн-кассы.
Основные показатели в работе курьером.
Активность. Самая важная графа. Следите за ней со всей внимательностью. Изначально активности 100 (это максимальный показатель). За выполнение заказов вам прилетает +1, за пропуск заказов -6 и за отмену заказа -12. Ни в коем случае не опускайте показатель ниже 71, иначе пропадут гарантийные выплаты (о них подробнее я расскажу дальше). Профукаете этот показатель и вернуть его уже станет сложнее. Чтобы вернуть 6 активности, вам предстоит выполнить 6 заказов, в среднем вы потратите на это 6 часов, так что будьте осторожны.
Важно! Время на прием заказа ограничено! Его откровенно мало, держите телефон в доступности.
Остальные два показателя я не рассматриваю, на саму работу курьером влиять особо они не будут. Здесь я добавлю от себя такие показатели, как заряд телефона и интернет соединение. Если ваше интернет соединение решило с вами попрощаться в момент приема заказа, не отчаивайтесь, тех поддержка возвращает активность. Просто сообщите о данной проблеме. С зарядом телефона происходят потрясающие вещи. Я никогда не жаловался на малую ёмкость своего аккумулятора в смартфоне, но при работе с Яндекс приложениями заряд аккумулятора улетает со скоростью света. В среднем на одно выполнение заказа у меня тратится 15-20%.
Шутки навигации и очешуительная логистика.
Навигационная составляющая самого приложения оставляет желать лучшего. Ведь вас идентифицируют не как пешего курьера, а как водителя автомобиля. Казалось бы, какая разница? Если вы идёте вдоль проезжей части в противоположную движению сторону, карта показывает вас с другой стороны дороги (как будто вы едете по правой части дороги). Если в такой момент прилетает заказ, который нужно забрать по ту сторону проезжей части, то приложение уже думает, что вы там и сокращает объем времени на дорогу за заказом. Пару раз мне приходилось буквально бежать в Детский мир, ибо за 4 минуты пересечь проезжую часть на красный сигнал светофора я не мог физически. Придираюсь ли я? Решайте сами.
Приложение предлагает вам воспользоваться другим, для удобства расчета маршрута, в частности Яндекс картами. Два запущенных приложения от Яндекса смерти подобно для вашего смартфона. Заряд аккумулятора приближается к нулю так же быстро, аки зарплата в новогодние праздники.
А теперь самое забавное. В основном заказы прилетают от ВкусВилла и Детского мира, но это не всегда удобные заказы. Недавно я 15 минут шел до ВкусВилла забрать заказ, чтобы отнести его за 1.5 км, где в соседнем доме (не поверите!) есть ВкусВилл. И это далеко не единичный случай. С одной стороны мне без разницы откуда и куда выполнять заказ. А с другой возникает непонимание, почему я должен выйти из точки А в точку В за пакетом с продуктами, чтобы отнести их потом обратно в точку А, где есть такой же магазин выдачи данного товара.
Радиус работы.
На моей рабочей практике радиус доставки чаще всего был около 2.5 км. Недостаток в том, что после завершения заказа, приходится возвращаться почти в ту же точку (к ближайшим пунктам выдачи заказов). Иногда предлагаются заказы в другую часть города, благо их можно принять и отменить. Часто в центре города есть зона, в которой оплата идет не только за заказы, но и за время простоя (около 160-190 р/час). Время простоя суммируется между заказами.
Важно! Внимательно изучите механизм отмены заказа без потери активности.
Частота заказов и гарантийные выплаты.
Внимание! Если вы из малонаселенных городов, то про такой тип заработка можете забыть. Порой на правом берегу Питера мне приходилось ждать заказ по 30-40 минут, стоя у ВкусВилла. При этом в какой-нибудь Самаре вы смело простоите два часа в центре города без единого заказа (реальный случай).
Яндекс предлагает вам, помимо основной выплаты за завершенный заказ, еще и гарантийную выплату, вплоть до 10 заказов. В каждом городе выплаты рассчитываются по-разному. В Питере за 10 выполненных заказов в сумме, вы получите 3 000 рублей. Отнимайте от этих денег комиссию Яндекса. Стоит ли оно того? И снова, решать вам. Учитывайте, что на 10 заказов в среднем вы потратите 10 рабочих часов и около 150-200% заряда аккумулятора вашего смартфона. Не уверен зафиксирована ли комиссия Яндекса, но она около 24% (без комиссии Яндекс парка, ее я не учитываю, ибо ее нет при статусе Самозанятого). С 3 000 рублей ваш доход составит в среднем 2 200 - 2 300 рублей за 10 заказов. Учитывайте, что гарантийные выплаты обновляются раз в сутки. То есть, нельзя сделать сегодня 5 заказов, завтра 5 и получить выплаты за 10 заказов. За каждый день вы получите сумму за 5 заказов + гарантийную выплату за 5 заказов.
Подведем итоги.
Преимущества:
- Очень гибкий график;
- 100% трудоустройство;
- не трудоемкая работа в соотношении: физические затраты/доход;
- гарантийные выплаты;
- прогулки на свежем (относительно) воздухе;
- актуализация данного вида работы в пандемию.
Недостатки:
- Нарушенная логистика;
- Минусы в работе приложения и его энергозатратность;
- отсутствие гарантийных выплат при низкой активности;
- полная зависимость дохода от частоты заказов и вашего местоположения;
- отсутствие доказательной базы вашей невиновности при недовольстве клиента целостностью и правильностью его заказа;
- сложная система получения заказа в некоторых пунктах выдачи.